Надежда Сапрыкина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая. Самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства необходимо развивать межполушарные связи.
Темочки:
Каждое из полушарий отвечает за определенные функции в нашем организме, психические, физические, умственные. К 2-3 годам при нормальном развитии ребенка они начинают синергично работать вместе ближе, благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики. Если по тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то мы наблюдаем отставание по всем перечисленным параметрам. Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Тогда развитие межполушарных связей у детей необходимо стимулировать подобранными упражнениями и играми. Этим успешно занимаются нейропсихологи, психологи и ответственные родители!
Уважаемые родители, если вы заметили отклонения у ребенка, то сразу же необходимо заняться налаживанием синергических взаимодействий рук и ног, языка и глаз.
Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?
Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к другому. Это приведет к искажению психических функций, ослаблению познавательного интереса, проблемам с нормальной физической активностью, неловкости движений, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и т. д. Поэтому необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного мозга!
Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры
Для развития межполушарного взаимодействия у детей используют специальные упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия выполнять лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны и детям, и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Кинезиологические упражнения для развития межполушарных связей у детей
Кинезиологические упражнения для межполушарного взаимодействия – это комплекс движений, помогающих активизировать синергию двух полушарий и обмен информацией между ними.
Кулак – ребро – ладонь
Одно из самых часто используемых упражнений для диагностики детей старшего дошкольного возраста. Если ребенок не может его выполнить после демонстрации взрослым, значит, проблемы есть. Выполняется следующим образом.
На плоскости стола ладонь сменяет три положения: ставим на стол кулак, потом боковую часть (ребро) ладони, потом распрямленную ладонь (ее внутреннюю сторону). Сначала выполняется вместе с взрослым, потом несколько повторений самостоятельно. Меняем правую и левую руку, затем делаем двумя руками одновременно.
Колечко
Последовательно соединяем все пальцы с большим. Так доходим до мизинца и идем обратно. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, после работают обе руки вместе.
Яблоко и червячок
Еще одно упражнение для развития межполушарного взаимодействия у детей. Левая рука показывает знак «класс», правая сжата в кулак. В правой руке «червячок» спрятался в яблоко, в левой – вылез. Взрослый хлопает, и ребенок должен поменять положение рук. Повторяем 5-10 раз.
Ухо – нос
Предлагаем ребенку коснуться левой рукой кончика носа, правая держится за левое ухо. Меняем положение: правая рука к носу, левая – к правому уху. Смена происходит при хлопке взрослого. При хорошем выполнении можно предложить ребенку совершать хлопок самостоятельно и быстро менять положение рук.
Зайчик – коза – вилка
Положение «заяц»: ладонь поднята вверх, указательный и средний пальцы – тоже, остальные прижаты к ладони, большой придерживает их. «Коза»: ладонь остается в вертикальном положении, указательный и мизинец смотрят вверх, остальные пальцы прижаты к ладони, большой снова их придерживает. «Вилка»: большой и указательный пальцы соединены, остальные подняты вверх. Быстро меняем позиции пальцев.
«Дом – ёжик – замок»
Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Игра с мячом для пальчиков
Под стихотворные строки перекидываем маленький поролоновый мячик между пальчиками, начиная с пары «указательный – средний».
Мячик мой не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Теперь перекидываем его из ладони в ладонь.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Горизонтальная восьмерка
Вытянутой рукой ребенок рисует в воздухе горизонтальную (перевернутую набок) восьмерку. Смена руки. Рисование двумя руками одновременно. Желательно при этом следить глазами за движением руки. Как правило, деткам с особенностями развития удается это не сразу.
Перекрестные упражнения для развития межполушарных связей у детей
Работа телом, т. е. подключение крупной моторики, тоже позитивно влияет на синергичную работу полушарий, что очень позитивно в свою очередь сказывается на координации, графомоторных навыках и речи.
Перекрестные шаги
Смысл заключается в том, что ребенок попеременно соединяет правый локоть с левым коленом, а левый локоть – с правым коленом. Выполняются движения ритмично, попеременно. Можно под хлопки или счет взрослого.
Упражнения на листе для развития межполушарных связей
Когда синхронно задействованы обе руки, полушария вынуждены работать вместе. В этом помогут симметричные зеркальные рисунки или зеркальное рисование. Важно соблюдать основной принцип, в котором отражается условие симметричности относительно центральной оси рисунка, т. е. одно изображение не должно быть зеркальным отражением другого – это единая, отцентрованная, целостная картина. Начинают рисовать снизу – вверх и стараются не помогать более слабой руке сильной.
Помните, что развитие межполушарного взаимодействия — это не кратковременная задача, а длительный процесс, который продолжается на протяжении всего детства и юности. Ключ к успеху — регулярность и комплексный подход.