Оксана Концевая
Развитие межличностных отношений у детей 5–7 лет
▼ Скачать
Методические рекомендации для педагогов ДОО
Для дошкольников межличностные отношения со взрослыми и сверстниками является важным средством освоения окружающей действительности. У них складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоит деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного обучения. Умения действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывают, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.
Публикация «Развитие межличностных отношений у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Во время НОД используйте следующие методические средства:
• Сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, элементы психогимнастики, способствующих развитию эмоциональных ощущений.
• Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе;
• Коммуникативные игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, обучающие умению сотрудничать.
Этапы развития межличностных отношений
[/b]
I.
Общение без слов.
Общее правило для всех игр – это запрещение разговоров между детьми.
Игра «Добрые эльфы».
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.
Игра: «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра: «Театр теней»
Воспитатель: «Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга, попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!»
Совместно с взрослым дети, молча, передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра: «Море»
Воспитатель просит детей сесть в круг и предлагает им вспомнить лето, когда они купались на речке. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за педагогом, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и весёлые. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становиться в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
II.
Внимание к другому.
Игры, направленные на формирование способности видеть сверстника, обращать на его внимание и уподобляться ему.
Игра «Зеркало».
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Игра: "Где мы были, мы не скажем".
Выбирается водящий. Водящий отходит в сторону. Воспитатель помогает детям выбрать какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его. Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
Игра: «Бабушка Маланья».
Это очень весёлая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.
Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребёнок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек).
Слова
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
С такой головой,
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На неё глядели,
Делали вот так.
Движения
Сначала дети движутся по кругу, держась за руки.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают "круглые" глаза, "большой" нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки.
В конце ведущий показывает смешное движение, а все остальные - повторяют.
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение.
Игра «Пересядьте все, кто …»
Ведущий говорит, что мы все очень разные и в тоже время все чем – то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженное… плавать в реке. ложиться спать вовремя… убирать игрушки… и т. д. Дети сначала просто играют, а потом делают вывод, что действительно у них есть много общего.
III.
Согласованность действий
.
Цель: научить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Игра: «Сороконожка».
Воспитатель говорит детям: «Представьте, как трудно жить сороконожке, ведь у неё 40 ног. Всегда есть возможность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку». Дети выстраиваются паровозиком, держа друг друга за талию. Скажите, что сороконожка маленькая, поэтому нужно присесть на корточки. Объявите, что игра начинается — все дети превращаются в одну длинную сороконожку и им надо повторять за вами все движения. Как она идет, спит, потягивается, умывается, отряхивается от воды, делает зарядку, находит еду, ест, танцует.
Игра: «Скульптор».
Лучше всего играть под музыку. Игроки делятся на пары: один игрок - скульптор, другой - скульптура. По команде ведущего скульпторы начинают "лепить" скульптуру. "Глина" принимает то положение, которое придает ей скульптор.
Когда музыка или время заканчивается, скульпторы останавливаются. Игроки рассматривают, что хотел изобразить скульптор.
Игра: «Слепой и поводырь»
По комнате раскладываются предметы и препятствия. Воспитатель группы делит детей на пары. Одному ребёнку завязывают глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Слепой при этом должен стараться тактильно воспринять как можно больше предметов. Затем участники пары меняются ролями.
IV.
Общие переживания.
Игры направлены на переживания общих эмоций.
Игра: «Шторм»
Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Над вами — вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой, а не то превратитесь в кораблик, и тогда вам несдобровать». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.
Игра: «Кто смешнее засмеется?
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил Король Смех, и была у него жена — Королева Хохотунья. А еще у них было много-много детей Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в страну Смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь — люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все гадало, как же помочь соседям. А наутро Король Смех и Королева Хохотунья собрали своих детей Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор так и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они ни появились, раздается смех и люди начинают веселиться. И только один раз в году все Смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня, устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеется смешнее». Воспитатель начинает заразительно смеяться, подходит к каждому ребенку, смеется вместе с ним, подзывает других детей.
Игра: «Заблудившиеся дети».
Воспитатель собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит. Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь». Через несколько минут блужданий воспитатель говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дома. Еще забредем куда-нибудь и вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться, и я спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, «греют руки», жмутся друг к другу, воспитатель поет им тихую песенку. «А вот и утро! Ой, смотрите, вон — дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»
V.
Взаимопомощь в игре.
Игры, требующие от детей взаимопомощи и проявления сопереживания.
Игра: «Живые куклы».
Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые. Что они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой - в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней».
Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет.
Игра: «Старенькая бабушка».
Перед игрой несколько дети делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки, а другой - внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина. «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей, купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.
Игра: «Гномики».
Для игры нужны колокольчики по числу участников. Один колокольчик должен быть испорченный (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается «испорченный»). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание.
Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика?
Или попробуем выполнить его желание? (дети предлагают свои решения).
А может кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?» Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за то, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к «обделенному» сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.