Любовь
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики — важный компонент корркции нарушений школьно-значимых функций. Направления развития мелкой моторики — пальчиковая гимнастика и массаж различными предметами. По мере развития мелкой моторики формируется тот или иной вид мышления, а это очень важный фактор подготовки ребенка к школе. Мелкая моторика имеет особое значение, поскольку
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества движения рук играли большую роль. С помощью жестов был сформирован язык, на котором общались первобытные люди. В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Действия ребенка с предметами, как это было замечено уже давно, значительно влияют на развитие функций мозга. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 г. писал о том, что побуждение к действию над вещами есть основное средство не только для того, чтобы дать детям знания о вещах и их назначении, но и для умственного развития. Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Наблюдения за детьми первого года жизни, проводимые П. Я. Гальпериным, Т. Д. Марцинковской и другими, показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются
под влиянием научения. Ученые считают, что игра младенца с предметами не инстинктивно врожденное действие. Они доказали, что предметные действия развивают ребенка в процессе общения со взрослыми, и это воспитание требует определенных условий. Очень интересен эксперимент ученых Г. Хилдрет и Н. Манн. У детей в возрасте 6 нед. в доме ребенка снималась энцефалограмма, затем у них тренировали руки. Тренировка заключалась в массаже кисти и пассивных сгибаниях и разгибаниях пальцев. Через 2 мес. после начала тренировки проводилась ЭЭГ. Окакалось, что тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. Таким образом, объективно было зарегистрировано стимулирующее влияние проприоцептивных импульсов от пальцев рук на процесс созревания мозга и даже определено их количество.
И. П. Павлов высказал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук — мощный тонизирующий фактор для коры больших полушарий, поскольку активно повышает ее функциональное состояние. Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий большую роль играет развитие кисти руки. Педагоги ДОО организуют
комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры, занятия по оригами, пальчиковый театр. Задачи пальчиковой гимнастики — стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки (первые три пальца и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре головного мозга. Зона влияния стимулирует взаимодействие между различными зонами
коры головного мозга внутри полушарий. Пальчиковая гимнастика влияет также на развитие речевых зон головного мозга, совершенствует координацию
органов артикуляции, чем положительно влияет на звукопроизношение.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II в. до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (схожих с нашей «Сорокой-белобокой») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС челове-ка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно
воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает
функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. В Китае распространены упражнения для рук с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярное выполнение упражнений с шарами улучшает память, умственные способности, устраняет эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. Известны русские народные
игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Их
значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее действие. Тем не менее, исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с формированием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции руками на функции высшей нервной деятельности, речь. Простые движения рук помогают снять напряжение, умственную усталость. Они улучшают произношение многих звуков, а значит — развивают речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой показали, что каждый палец руки имеет довольно обширную площадь в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского,
ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Исследования современных
физиологов показывают, что большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями подушечек пальцев и кистей: утомление мышц рук тормозит ЦНС, и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.
Известный японский ученый Йосиро Цуцуми, в течение 30 лет изучая древние манускрипты и современную медицину, разработал оригинальную методику сохранения здоровья пальчиковыми упражнениями. Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке
во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев. Сначала растирают подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).
Используется также массаж ладонных поверхностей каменными,металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагают шарики, которые можно вертеть в руках, по которым можно щелкать пальцами и «стрелять». Их направляют в специальные желобки и лунки, состязаясь в
меткости.
Массаж грецкими орехами:
— катать два ореха между пальцами;
— прокатывать один орех между пальцами;
— удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
— удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами.
Гранями карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимая напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж четками.
Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусин (в прямом и обратном порядке).
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка служит формирование его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Первый этап мышления называют наглядно- или предметно - действенным. С полным основанием его можно назвать ручным, ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу — нагляднообразному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».Третий этап — словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические
задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается ею. Таким образом начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости особенности развития мозга, ЦНС, а также выяснить степень
соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Д. Элстон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур. Нормой считается, если в 2 года ребенок может копировать вертикальную линию определенной длины; в 2,5 — горизонтальную линию, в 3 — круг, в 4 — пересекающиеся линии с соблюдением размеров и соотношения штрихов, в 5 лет — квадрат, в 5,5 — треугольник, в 6 лет — простейшие геометрические фигуры с соблюдением их размеров и штрихов. Один из навыков, который
должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, — развитие точных движений, или, как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие ЦНС позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге са-
мые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и большого пальца. Полноценное развитие движений — необходимый этап и условие
мыслительной деятельности. Известно, например, что глухонемые дети, объясняющиеся посредством жестов, не всегда могут овладеть абстрактными
понятиями и достичь высокого уровня обобщения. Движения ребенка развиваются «от плеча к кисти»: сначала это беспорядочные движения рук младенца, который нередко попадает себе по носу, но промахивается, пытаясь достать погремушку. Затем в возрасте 1—3 лет возникают предметные действия, которые согласовываются с основным предназначением предмета: если это ложка, ребенок должен ею есть, а не стучать, расческой — причесываться и т. д. Примерно в 3 года возникает интерес ребенка к изображению предметов, и он пытается овладеть карандашом. И наконец, в
6—7 лет его моторика уже готова к тому, чтобы учиться писать скорописью. Любопытно, что именно в этот момент в созревании ЦНС происходит резкий скачок, и дети 6 лет разительно отличаются по своим двигательным возможностям от детей 7 лет (на этом, в частности, строится много возражений против обучения с 6 лет).Очень часто общеинтеллектуальное развитие ребенка опережает его моторные навыки, и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по этой причине. Таким образом, изучив исследования многих ученых, приходим к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребенка. Необходимость изучения проблемы готовности детей к школе и подготовки их руки к письму в настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким кругам общественности. Глубокий анализ психического развития дошкольников позволил проследить тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функций головного мозга, обеспечивающих интеллектуальное развитие. Развитие мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных деталей. В старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием:
шитьем, вышиванием, вязанием, макраме. Таким образом, развитие у детей зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков письма, которые крайне необходимы для успешного обучения в школе.
Литература
Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе: Кн. для родителей будущего первоклассника. Екатеринбург, 2004.
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М., 2002.
Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.
Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. М., 2002.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М., 2004.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.