Инна Кудрявцева
Развитие мелкой моторики средствами изоискусства
▼ Скачать + Заказать документы
Многочисленные исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне наводят на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Данные исследования позволяют сделать вывод, что дети нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движения пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью.
Публикация «Развитие мелкой моторики средствами изоискусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Изложенное выше обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей для развития их активной речи. При этом одним из наиболее доступных и эмоционально воспринимаемых детьми видов работы по формированию мелкой моторики является изобразительное творчество.
Развивать мелкую моторику дошкольников необходимо через изоискусство, а именно посредством рисования и раскрашивания картинок, лепки из пластилина и соленого теста, аппликации, изготовления поделок из природного материала, конструирования из бумаги (оригами, создания картин с использованием круп, бусин, песка.
Важно создать педагогические условия для укрепления мелкой моторики путем приобщения детей к изобразительной деятельности и развивать мелкую моторику рук в разнообразных направлениях и техниках изобразительного искусства. А так же необходимо давать ребёнку представления об изобразительном искусстве как виде творческой деятельности людей и постоянно вести работу по расширению знаний детей о разнообразии направлений и техник изобразительного искусства. Очень важно, чтобы ребёнок умел выражать свои впечатления, чувства, эмоции, переживания посредством изобразительной деятельности.
В процессе организации занятий, способствующих развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность, воспитатель должен придерживаться следующих принципов:
1) принцип доступности;
2) принцип деятельности;
3) принцип системности и последовательности;
4) принцип «от простого к сложному».
Проведенное исследование показало, что использование средств изобразительного искусства в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является эффективным.
Опыт использования изобразительного искусства как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, позволяет дать ряд рекомендаций воспитателям ДОУ:
1. Эффективность организации образовательного процесса во многом зависит от выбранных педагогических методов и приёмов обучения. К наиболее, на мой взгляд, эффективным следует отнести:
- использование элементов ТРИЗ (нетрадиционные способы рисования, лепка из теста и пластилина с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха, камешков и т. д., аппликация методом обрывания кусочков бумаги, ручной труд с использованием природного и бросового материала;
- обязательное включение в планы занятий игр с пальчиками, комплексы пальчиковой гимнастики и массаж.
2. В качестве эффективных средств развития ручной умелости можно выделить:
- использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью (они способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы)
- использование пальчиковых упражнений в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей);
- использование графических упражнений (учат ориентироваться на плоскости, развивают познавательную сферу детей, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям);
- организация сюжетно-тематических занятий (способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи).