Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики у дошкольников

юлия малькова
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики.

Сегодня широко известно, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Учеными-физиологами неоспоримо доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, отчего произношение становится более четким и правильным. Некоторые исследователи утверждают, что систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Дети, с которыми проводились подобные упражнения, не только с радостью повторяют их за взрослым, но и самостоятельно воспроизводят пальцевые фигуры в игре, изображают зайцев, кошек и пр. Очень часто после занятий с педагогами или с родителями дети сами придумывают и новых героев, и новые истории про них. Такая деятельность способствует формированию инициативной, творческой личности.

Однако не все дети одинаково легко управляемы. Чтобы побудить малыша «с характером» заниматься непривычной, незнакомой деятельностью, сначала в присутствии ребенка проделайте упражнение как бы для себя, но проявите при этом максимум заинтересованности, эмоциональности и артистизма. Затем изобразите, что какое-то простое упражнение у вас не получается. После этого вы заметите, что ребенок захочет помочь, возможно, «научить» вас. Так начнется совместная деятельность.

Чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала проделайте простые пальцевые движения: изобразите простые бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитье и пр., затем переходите к воображаемой игре на музыкальных инструментах, и только потом моделируйте с ребенком различные изображения предметов, животных и т. д. Малышу понадобятся точность, согласованность и сила движений пальцев, вот почему желательна такая последовательность.

Кроме того, начиная с доступных движений, ребенок обретает уверенность в себе и лучше справляется с трудностями.

Если какое-то движение получается у ребенка не достаточно точно, не прерывайте его сразу. Не забывайте, что в первую очередь, ребенок стремится не к выполнению движений, а к игре.

Избегайте психологического нажима, излишней настойчивости при обучении.

Занимайтесь сначала по 2 – 3 минуты в день, а затем столько, сколько ребенок пожелает. Когда у него появятся любимые этюды, он будет выполнять их самостоятельно, без напоминания.

Если вы занимаетесь с малышом математикой, чтением, развитием речи и пр., проделайте гимнастику для пальчиков стоя. В таком случае они послужат своеобразной физкультминуткой, помогающей ребенку снять статическую нагрузку,

связанную с сидением, повысить работоспособность и активность.

Вместе попробуем выполнить некоторые упражнения.

- Театр теней – покажите, как из пальцев можно сделать корову, козу, постепенно усложняя фигуры животных.

- Игры со счетными палочками, карандашами, соломинками – помогут развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать можно с простых геометрических фигур. Объясните ребенку, как называется фигура, как сложить дом из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п.

- Выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки) – развивает навык выполнять действия по заданному образцу, усидчивость и терпение. Этапы:

1) взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка;

2) малыш копирует букву из предложенного материала;

3) с помощью взрослого ребенок выкладывает простые слова, учится их читать.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

- Игры с пластилином – развивают воображение, полезны для общего развития. Продемонстрируйте ребенку, что можно слепить из пластилина, а затем начинайте лепить вместе с ребенком. Вы можете читать сказку, а ребенок лепить персонажей сказки. Позвольте ему проявить фантазию, рассказать о созданном существе. Так вы сможете понять характер своего малыша.

- Игры с бумагой – развивают точность движений, память, помогает узнать, как обычная бумага превращается в объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки. Можно создать кукольный театр – ребенок наверняка заинтересуется выбором сюжета и с удовольствием смастерит всех персонажей.

Попробуйте плести коврики из бумажных полос, складывать кораблики, самолетики и другие фигурки. Обязательно покажите несколько раз, не спеша показал ребенку последовательность действий. Можно вырезать различные фигуры – научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии.

- Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами – оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой:

Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

- Игры с застегиванием пуговиц.

- Игры с завязыванием шнурков.

- Игра «Ладонь-кулак-ребро» - учите детей класть ладошки так, как вы их положили – ладони вниз, вверх, в кулаке, ребром. Сначала повторяем по одному движению, затем по два и т. д.

- Пальчиковые игры со словесным сопровождением - выполняя пальчиковую гимнастику, обратите внимание на то, чтобы движения соответствовали смыслу произносимых стихов. Только так текст и действия воспримутся малышом как единое целое, а упражнение вызовет наибольший интерес.

- Игра «Накорми Таню и Колю» - маленькой ложечкой предложите накормить кукол маленькими продуктами.

Помимо пальцевой моторики, приведенные примеры упражнений позволят развить внимание, память, зрительное восприятие, пространственные представления ребенка, пополнить запас его представлений об окружающем мире.

Литература:

1. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : Изд-во Эксмо, 2005.

2. Журнал «Дошкольное воспитание». 2005. №9.

3. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №6.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 12:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия малькова (УИ 1008191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД