юлия малькова
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня широко известно, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Учеными-физиологами неоспоримо доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, отчего произношение становится более четким и правильным. Некоторые исследователи утверждают, что систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Дети, с которыми проводились подобные упражнения, не только с радостью повторяют их за взрослым, но и самостоятельно воспроизводят пальцевые фигуры в игре, изображают зайцев, кошек и пр. Очень часто после занятий с педагогами или с родителями дети сами придумывают и новых героев, и новые истории про них. Такая деятельность способствует формированию инициативной, творческой личности.
Однако не все дети одинаково легко управляемы. Чтобы побудить малыша «с характером» заниматься непривычной, незнакомой деятельностью, сначала в присутствии ребенка проделайте упражнение как бы для себя, но проявите при этом максимум заинтересованности, эмоциональности и артистизма. Затем изобразите, что какое-то простое упражнение у вас не получается. После этого вы заметите, что ребенок захочет помочь, возможно, «научить» вас. Так начнется совместная деятельность.
Чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала проделайте простые пальцевые движения: изобразите простые бытовые действия (работа ножницами, стирка, шитье и пр., затем переходите к воображаемой игре на музыкальных инструментах, и только потом моделируйте с ребенком различные изображения предметов, животных и т. д. Малышу понадобятся точность, согласованность и сила движений пальцев, вот почему желательна такая последовательность.
Кроме того, начиная с доступных движений, ребенок обретает уверенность в себе и лучше справляется с трудностями.
Если какое-то движение получается у ребенка не достаточно точно, не прерывайте его сразу. Не забывайте, что в первую очередь, ребенок стремится не к выполнению движений, а к игре.
Избегайте психологического нажима, излишней настойчивости при обучении.
Занимайтесь сначала по 2 – 3 минуты в день, а затем столько, сколько ребенок пожелает. Когда у него появятся любимые этюды, он будет выполнять их самостоятельно, без напоминания.
Если вы занимаетесь с малышом математикой, чтением, развитием речи и пр., проделайте гимнастику для пальчиков стоя. В таком случае они послужат своеобразной физкультминуткой, помогающей ребенку снять статическую нагрузку,
связанную с сидением, повысить работоспособность и активность.
Вместе попробуем выполнить некоторые упражнения.
- Театр теней – покажите, как из пальцев можно сделать корову, козу, постепенно усложняя фигуры животных.
- Игры со счетными палочками, карандашами, соломинками – помогут развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать можно с простых геометрических фигур. Объясните ребенку, как называется фигура, как сложить дом из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п.
- Выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки) – развивает навык выполнять действия по заданному образцу, усидчивость и терпение. Этапы:
1) взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка;
2) малыш копирует букву из предложенного материала;
3) с помощью взрослого ребенок выкладывает простые слова, учится их читать.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
- Игры с пластилином – развивают воображение, полезны для общего развития. Продемонстрируйте ребенку, что можно слепить из пластилина, а затем начинайте лепить вместе с ребенком. Вы можете читать сказку, а ребенок лепить персонажей сказки. Позвольте ему проявить фантазию, рассказать о созданном существе. Так вы сможете понять характер своего малыша.
- Игры с бумагой – развивают точность движений, память, помогает узнать, как обычная бумага превращается в объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки. Можно создать кукольный театр – ребенок наверняка заинтересуется выбором сюжета и с удовольствием смастерит всех персонажей.
Попробуйте плести коврики из бумажных полос, складывать кораблики, самолетики и другие фигурки. Обязательно покажите несколько раз, не спеша показал ребенку последовательность действий. Можно вырезать различные фигуры – научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии.
- Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами – оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой:
Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
- Игры с застегиванием пуговиц.
- Игры с завязыванием шнурков.
- Игра «Ладонь-кулак-ребро» - учите детей класть ладошки так, как вы их положили – ладони вниз, вверх, в кулаке, ребром. Сначала повторяем по одному движению, затем по два и т. д.
- Пальчиковые игры со словесным сопровождением - выполняя пальчиковую гимнастику, обратите внимание на то, чтобы движения соответствовали смыслу произносимых стихов. Только так текст и действия воспримутся малышом как единое целое, а упражнение вызовет наибольший интерес.
- Игра «Накорми Таню и Колю» - маленькой ложечкой предложите накормить кукол маленькими продуктами.
Помимо пальцевой моторики, приведенные примеры упражнений позволят развить внимание, память, зрительное восприятие, пространственные представления ребенка, пополнить запас его представлений об окружающем мире.
Литература:
1. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : Изд-во Эксмо, 2005.
2. Журнал «Дошкольное воспитание». 2005. №9.
3. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №6.