Вера Журавлева
Сенсорное воспитание детей младшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, тоесть умение видеть, слушать, осязать, представлять. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматривает малыш, воздействует на глаз;с помощью руки он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость;звуки,издаваемые каким-либо предметом,воспринимает ухо. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. Представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия,как зрительного,так и слухового,и осязательного,в процессе различного рода действий с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Развитие мышления происходит при условии овладениятремя основными формами мышления:наглядно-действенным,наглядно-образными логическим. Наглядно-действенное мышление развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами,игрушками. А основная форма мышления дошкольника-наглядно-образная. Именно в ходе дидактических игр,ребенок учится выделять существенное в предметах,видеть соотношение их друг с другом. Лишь к концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления. Сенсорное воспитание с детьми 2-3 лет направленно на то,чтобы научить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения:цвет,форму,величину,расположение в пространстве. Детей учим узнавать и называть 6 цветов. (красный,синий,зеленый,желтый,белый и черный,выбирать названный цвет,распределять предметы по цвету. Для этого используем следующий материал:цветные палочки,пирамидки с кольцами разногоцвета,матрешки,цветные полоски бумаги и т. д. На НОД,закрепляющих знания детей о цвете,используем цветные шарики, игры: "Подбери по цвету", "Наполни бутылку", "Накорми птенца".Интересно проходят игры с цветными флажками. Знакомя детей с величиной,учим их не только понимать,различать,но и называть промежуточную величину, знакомим с понятиями:большой,поменьше,самый маленький. Давая детям третьего года жизни одноцветные пирамидки (желтого зеленого цвета)с разными по величине кольцами,добиваемся,чтобы малыши собирали пирамиды по убывающей величине. Если кто-то из детей затрудняется выполнить задание,предлагаем наложить одно кольцо на другое,обвести его пальцем и выбрать большое. Этот прием побуждает детей к актианым действиям,надо внимательно посмотреть,сравнить,подумать. После того,как малыш научится надевать последовательно кольца,ставить кубы друг на друга по убывающей величине,вводим игру"Разложи разные предметы по величине".Постепенно у детей формируются представления о том,что могут быть разные предметы и одинаковые по внешнему виду и цвету. Расширяя знания детей о форме,предлагаем из двух разных форм выбрать одну,разложить предметы в коробочки,задавая вопросы,побуждающие детей называть форму. Например игра "Найди предмет","Занимательная коробка".В свободное пользование детям даем цветные пирамидки,трехметные матрешки,лего-конструктор,строительный набор (кубики,кирпичики,деревянные бусы,мазаики. Игры "Застежка","Шнуровка",способствуют развитию мелкой маторики рук помогают знакомить детей с качеством материала:дерево-твердое,ткань-мягкая. Для закрепления знания используем разрезанные картинки,с их помощью учим составлять предмет из частей. Помня,что единство требований в дошкольном учреждении и семье-залог полноценного развития ребенка,устанавливаем дружеские связи с родителями.