Ирина Катунина
Развитие координации движений, артикуляционного аппарата и всего тела у детей 4–5 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время у детей с ОНР, посещающих группы компенсирующей
направленности возникают трудности в согласовании и координации движений и действий
в соответствии с внешними сигналами. Чаще всего дети с ОНР подавляют свои эмоции, не
умеют выражать свои чувства из - за проблем с речью. Таким образом, тело накапливает
напряжение в виде мышечных зажимом, следовательно, отмечаются существенные
проблемы с артикуляцией и речью.
Публикация «Развитие координации движений, артикуляционного аппарата и всего тела у детей 4–5 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В своей работе мы, прежде всего, используем игры и упражнения, направленные на
снятие мышечных зажимов тела и артикуляционного аппарата.
26
Ключевые слова: телесные зажимы, артикуляционный аппарат, упражнение, игра,
развитие.
ООД в рамках лексической темы «Зима», с применением элементов
психологических техник снятия мышечных зажимов и логопедического массажа с
помощью зондозаменителей.
«Грустный снеговик»
Цель: тренировка детских эмоций, развитие координации движений, снятие напряжения
артикуляционного аппарата и всего тела.
Задачи:
Образовательные:
Расширение знаний детей о зиме, развитие внимания, мышления, связной речи.
Развивающие :
Развитие общей и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
Воспитание моральных качеств - доброты, отзывчивости, усидчивости.
Предварительная работа: Беседа об основных признаках зимы о зимних забавах.
Упражнения логомассажа с помощью зондозаменителей. Арт терапия.
Материалы: Презентация PowerPoint, чайные ложки, листы белой бумаги, снежинки.
Ход ООД:
I. Мотивационно - побудительный этап
Упражнение для приветствия и эмоциональный заряд перед ООД «Передай
снежок»
Введение в игровую ситуацию: постановка проблемы, пути ее решения.
1слайд - Сюрпризный момент «Дети встретили грустного снеговика»
Учитель – логопед: «Дети поздоровайтесь со снеговиком»
- Что с ним не так?
Ответы детей : «Он не может говорить и двигаться. Его кто - то заколдовал»
Педагог: Как вы думаете, мы можем ему помочь?
Дети предлагают свои варианты помощи.
II. Организационно - поисковый этап
Педагог: Предлагает сделать упражнение «Надоело мне бояться» для того чтобы у
снеговика пропало напряжение в теле и он начал шевелиться.
Упражнение «Надоело мне бояться»
Поднять плечи, втягивая голову. Держать плечи напряденными, задержать дыхание.
Затем опустить плечи. Вдох, выдох. Развернуть плечи, расширяя грудную клетку, глубоко
вдохнуть. Выдохнуть, свести плечи. Повторить 2 раза.
Дома я один остался,
Поначалу испугался.
Чуть раздастся, где то шорох,
Я мгновенно замирал,
Плечи быстро поднимал
И дыхание прерывал.
Прятался, как черепаха,
Напрягался и сопел…
27
Надоело мне бояться!
Лучше песню я спою.
Плечи тут же опущу,
Глубоко вздохну, плечи разверну!
Я такой большой и сильный,
Не боюсь я никого!
2 - й слайд Снеговик расслабился и начал шевелиться.
Дети предлагают снеговику поиграть в снежки.
Упражнение «Снежки»
Взять бумагу правой рукой и смять ее в шарик, взять бумагу левой рукой и смять ее в
шарик. Затем дети окидываю друг друга приготовленными «снежками».
3 –й слайд «Снеговик стал подвижным, но молчаливым»
Педагог: Дети, посмотрите наш снеговик, стал подвижным, но молчаливым. С помощью
чего его можно разговорить? (варианты ответов детей)
Упражнение «Разговорчивый язык» с помощью чайных ложек. (Самомассаж языка
по показу).
На коньках, как по катку,
Ездим мы по языку. (Делаем движения ложкой по языку вперед - назад,зигзагом)
Слева - левый, справа – правый,
Стал язык наш бодрый, бравый. (Поглаживаем боковые поверхности языка кончиком
ложечки)
А потом ступаем ложкой,
Словно маленькою ножкой. (Прижимаем боковым краем ложки спинку языка,
перемещая её от корня к кончику и наоборот)
Педагог: предлагает детям показать снеговику упражнения для расслабления лица.
Упражнение «Глазки бегают по кругу»
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево - вправо, вверх - вниз, по
диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире
(большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова
вращать глазками.
Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,
А затем еще по кругу пробежались друг за другом.
Не догнали – спрятались (зажмурить глаза).
Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,
Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Упражнение «Надуваем и втягиваем щечки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух,
как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть
воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение «Недовольный»
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови,
максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Я сегодня недоволен,
Я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови,
28
Подержал так (удержать 4 - 5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
III. Рефлексивно - корригирующий этап:
Включение нового знания в систему знаний.
Осмысление: анализзанятия.
Поощрение.
4 - й слайд Снеговик благодарит детей, за то, что помогли ему снова двигаться и
говорить.
Игра: «Двигайся и пой вместе со снеговиком»
(Дети выполняют движения и поют вместе со снеговиком)
Педагог: «Ура! Мы помогли снеговику.
Мы большие молодцы. (марш)
Двигаемся от души, (повороты)
Улыбаемся и пляшем, (приседания)
Радуемся, руками машем» (машут руками)
Педагог: Ребята, снеговик вам оставил снежинки для раскрашивания, в знак
благодарности.