Сиражетдинова Ирина
Развитие коммуникативных способностей младших дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей младших дошкольников в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Однако, в силу возрастных особенностей, неумения поступиться своими желаниями, интересами в пользу другого игры малышей часто распадаются. Младшие дошкольники не замечают действий и состояний сверстника, не всегда могут выразить вербально свои желания, что приводит к ссорам. Вместе с тем осуществляя руководство игрой детей, можно влиять на их отношения. Учитывая это, поставила перед собой цель целенаправленно развивать коммуникативные навыки детей своей группы. Для этого определила содержание работы по данному направлению, подобрала дидактические игры на развитие невербальных средств коммуникации детей, составила картотеки стихов с правилами поведения, «мирилок», оформила тематические альбомы «Семья», «Больница», «Магазин». Разработала картотеку сюжетов.
Для усвоения навыков ролевого общения подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой «Колыбельная для Маши», дидактических игр «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает». Организовывала наблюдения за трудом взрослых. Во время игр, наблюдения обращала внимание малышей на поступки и отношения: о ком позаботилась наша няня? Кто вылечил куклу? Кому скажет «спасибо» кукла Катя?
В режимных моментах побуждала детей выражать свои просьбы словами, поощряла соблюдение правил речевого этикета: умение здороваться при встрече, прощаться, уходя из детского сада, говорить «спасибо», «пожалуйста». Для предотвращения детских конфликтов, немаловажным условием, на мой взгляд, является умение ребенка дать отказ. Поэтому знакомила детей с речевыми образцами не только просьбы и благодарности, но и вежливого отказа. Создавала игровые коммуникативные ситуации : «гости», «день рождения», «бабушка заболела» в которых дети могли применить полученные знания.
Организуя сюжетно-ролевую игру, помогала с выбором роли, обозначением ее атрибутом, словом. Использовала картотеку стихов, для обогащения ролевых действий. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети начинали ориентироваться в отношениях между людьми, соблюдать определенные правила: мама заботится о детях и папе, папа помогает маме и т. д.
Важным условием для организации детской игры, считаю, создание развивающей предметно-пространственной среды, при построении которой руководствовалась принципами ФГОС ДО. Вместе с родителями позаботились о достаточном количестве игрушек и атрибутов, полифункционального материала (отрезков ткани, природного, бросового материала). Предоставляла детям возможность организовать игру в любом месте группы, для чего использовали переносные ширмы. Показала детям как по-разному можно использовать мягкие модули: сделать прилавок для игры в магазин, мебель для кукол, автобус и др.
Организуя игры с детьми, заранее согласовывала правила поведения в игре, требования к хранению и уборке игрушек. Все это способствовало уменьшению детских конфликтов.
Правила, обязательные при проведении игры, помогали детям контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность. Дети научились играть в малых группах, действовать в рамках роли, соблюдая правила взаимоотношений.