Элеонора Шибанова
Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
(2 слайд) Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще, под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.
Публикация «Развитие ярко-выраженных музыкальных способностей у дошкольников,» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
(3 слайд) С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.
(4 слайд) Гениями не рождаются, гениями становятся. К такому мнению пришли ученые, исследуя кору головного мозга. Любого ребенка можно сделать вундеркиндом, если заниматься его интеллектуальным и творческим развитием с первых месяцев жизни.
(5 слайд) По современным данным до 76% детей 6-7 лет имеют высокий уровень интеллекта и творческие способности. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость и к 11-12 годам этот показатель падает до 40%, по истечении еще 3-4 лет-всего четверть детей имеют выраженные способности и к окончанию школы мы имеем лишь до 13% одаренных выпускников.
(6 слайд)
Дети – это чудо света, я увидел это сам
И причислил чудо это к самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе. Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети… Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях наша сила, неземных миров огни.
Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.
(7 слайд) Понятие «детская одаренность» очень емкое, поэтому мы будем говорить о детях, имеющих ярко выраженные музыкальные способности.
(8 слайд) От чего зависит музыкальность человека? По словам Б. М. Теплова музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. (Мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда одаренный по всем показателям ребёнок, не может реализовать свои способности по причине непонимания родителей или в связи со своим нежеланием этим заниматься).
(9 слайд) Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени. Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание.
Родился Моцарт в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом отличным скрипачом и органистом.
По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность : все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.
(10 слайд) Встреча Моцарта с «взрослой, серьезной» музыкой началась тогда, когда его пятилетнюю сестру начали учить играть на клавесине. На первом уроке присутствовал и Вольфганг, и урок произвел на него огромное впечатление. После этого мальчика было «не оторвать» от инструмента. Тогда и с ним начали заниматься. Что тут можно сказать? Нужно внимательнее относиться к своим воспитанникам – особенно если их что-то очень заинтересовало! А вдруг это просыпается маленький гений?
(11 слайд) В шесть лет началось путешествие Моцартов по Европе. Они переезжали из страны в страну, покоряя разные города и людей. Слава необыкновенных детей (Вольфганга и его одаренной сестры Наннерль) летела перед ними.
Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта?
Не будь рядом с Моцартом такого профессионального музыканта и понимающего человека, как его отец, вряд ли его природные способности развились бы так ярко и быстро.
(12 слайд) Музыкальное воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в своем большинстве начинается с момента поступления его в детский сад. Этот период дошкольного детства особенно важен в музыкальном развитии детей. «Мой ребёнок одарённый», так говорят практически все любящие своих детей родители, приводя ребёнка в детский сад. Дошкольное образование должно создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, мог бы в процессе воспитания и развития самосовершенствоваться как личность на основе постоянно развивающихся склонностей и творческих способностей.
(13 слайд) Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а с другой – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.
(14 слайд) Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушной проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности.
(15 слайд) Поставив перед собой цель по выявлению и поддержке творческих музыкальных способностей и инициатив талантливых детей, развитию оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности, я создала педагогический проект «Одаренные дети».
В ходе выполнения проекта я решала следующие задачи:
(16 слайд)
1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
2. Выявить детей с одаренными детьми.
3. Организовать индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
4. Проводить подготовку детей к участию в городских творческих конкурсах.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
(17 слайд) Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдения ведутся во время НОД, во время свободной и самостоятельной деятельности. А также на тематических праздниках и развлечениях.
(18 слайд) Результаты наблюдения - наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в диагностических картах. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
(19 слайд) Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что есть дети, которые проявляют к музыкальной деятельности гораздо больший интерес, нежели их ровесники.
Одаренные дети выделяются из общей массы. У них очень яркое поведение, их отличает:
повышенная концентрация внимания на чем-либо,
упорство в достижении результата,
творческая настойчивость.
радость от творческого поиска.
(20 слайд) Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают мелодии, которые слышат, стараются их интонировать. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:
(21 слайд) ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать);
быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, триолы и др.);
активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;
(22 слайд) различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника);
при исполнении музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;
(23 слайд) В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:
радость от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.);
тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах) ;
(24 слайд) выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий.
способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных ;
высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации;
(25 слайд) готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих.
стремление к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности.
(26 слайд) склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Последняя проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности : пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии;
(27 слайд) Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальные или подгрупповые занятия. На занятиях по вокалу мы работаем над постановкой певческой интонации, работой над дикцией, дыханием, правильным звукообразованием, а также над выразительностью и эмоциональностью исполнения.
На занятиях по ритмике мы отрабатываем правильность выполнения танцевальных движений, их ритмичность, выразительность, эмоциональность. Большую помощь в работе над танцами оказывает воспитатель по физической культуре Радионова Татьяна Николаевна.
(28 слайд) Творческий потенциал и развитые способности одаренных детей незаменимы в подготовке сольных и ансамблевых номеров. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.
Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.
(29 слайд) Индивидуальные занятия такими детьми воспринимаются, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
(33 слайд) Следующей формой работы с одаренными детьми стала их подготовка к городским творческим конкурсам. Ежегодно в нашем городе проводятся такие конкурсы, как «Зарничка», «Каменская радуга».
В течении многих лет наши воспитанники являются их постоянными участниками.
(34 слайд) Так, в 2011 году команда детей подготовительной группы участвовала в «Зарничке 2011». Кроме строевых упражнений они исполняли «Танец фронтовых шоферов» со степами.
(35 слайд) В том же году танцевальный коллектив старшей группы «Одуванчики» занял 3 место в городском конкурсе детского творчества «Каменская радуга» с танцевальной композицией «Цветы». Хочу обратить ваше внимание на яркие костюмы и декорации к нашим танцам. Всё это благодаря поддержке и помощи администрации, воспитателей, а также сотрудничеству с родителями, которые оказывают материальную помощь).
(36 слайд) В 2012 году в конкурсе «Зарничка» приняли участие уже 2 команды нашего детского сада – «Гусарский батальон» и «Девичий эскадрон». На 1 этапе этого конкурса команды защищали свои исследовательские проекты на тему «Отечественная война 1812 года». Во втором этапе они выполняли строевые упражнения и исполняли интересные танцы. По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.
(37 слайд) В марте-апреле 2012 года воспитанники нашего детского сада принимали участие в очередном городском конкурсе «Каменская радуга». В отборочном туре было показано 5 номеров в номинации вокальное и хореографическое искусство. В концерте приняли участие даже дети второй младшей группы с танцем «Неваляшки».
В финал конкурса от нашего детского сада вошли 3 номера –
(38 слайд) Танцы «Зимняя пляска» (обратить внимание на костюмы).
(39 слайд) «Барбарики» (обратить внимание на костюмы).
(40 слайд) «Танец гусар». (В этой танцевальной композиции мы соединили два танца, добавили сценические эффекты – выстрел из пушки, появление девочки-барышни, салют в конце танца. Номер был очень ярким, зрелищным).
По итогам конкурса наш детский сад занял 2 место.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.
Для этого нужно предусмотреть тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы об индивидуальных способностях своего ребёнка, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Тогда музыкальная одаренность ребёнка может стать талантом, который будет радовать мир и всех нас. Я знаю, что некоторые из моих выпускников продолжают музыкальное, театральное образование.
В заключении я хочу показать несколько слайдов с фотографиями моих бывших выпускников.
(44 слайд) – Евгения Степанова (актриса Каменского драматического театра).
(45 слайд) – Кирилл Чаповский (актер Московского драматического театра).
(46 слайд) – Миронова Татьяна (продолжает музыкальное образование в консерватории Санкт-Петербурга).
(48 слайд) – фото 12 группы. (Хочу немного рассказать о совсем недавних выпускниках, группе «Одуванчики», нашей знаменитой «звездной» группе. Именно с ними мы готовили и выступали с номерами на городских конкурсах. Думаю, что такого успеха удалось добиться благодаря нескольким факторам. Во-первых, уровень музыкальных способностей многих детей был выше среднего. О двух выпускниках можно сказать, что это дети с ярко выраженной музыкальной одаренностью. Во-вторых нужно отметить сотрудничество и поддержку воспитателя этой группы Кашиной Л. Л. А в третьих, помощь и понимание родителей выпускников.