Анна Антонова
Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики "Нелепицы"
Авторы: Антонова Т. Ю. Антонова А. В.
Обоснование возможности использования методики "Нелепицы" для развития интеллектуальной и речевой деятельности
Публикация «Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики „Нелепицы“» размещена в разделах
Краткая аннотация. В статье приводится исследование диагностической работы с применением методики «Нелепицы». На основе полученных результатов и выводов проводится дальнейшая коррекционная работа по развитию интеллектуальной и речевой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста с применением данной методики.
Ключевые слова: развитие интеллектуальной и речевой деятельности, игры с «нелепыми ситуациями».
Ребенок играет не только камешками,
кубиками, куклами, но и мыслями…
К. И. Чуковский
Проблема развития связной речи дошкольников приобретает в современном мире все большую актуальность. Только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, включаться в активный процесс коммуникации. Совершенствование речевой деятельности тесно связано с формированием мышления, когнетивных функций и становления личности в целом.
Известно, что нормально развивающийся ребенок 6-го года жизни использует наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, менять мысленно их взаимное расположение и т. д. Формирование же словесно-логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Для развития интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников автором статьи предложено широко использовать методику «Нелепицы» на логопедических занятиях. Подробно описала этот методический прием профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета С. Д. Забрамная. Опыт работы позволяет нам утверждать, что применение данной методики дает хорошие результаты в коррекционной работе.
Исследовательская работа проводилась в ГБОУ Школа №2036 и ГБОУ Школа №2026 с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (24 человека) и общее недоразвитие речи (6 человек). Исследование состояло из нескольких этапов.
Первый этап – диагностический. Воспитанникам предлагалось описать две картины. Одна из которых сюжетная, с изображением времени года – весны, другая картина из серии «нелепицы – времена года». (Рис. 1)
Рис. 1
Результаты диагностического исследования были обобщены и сделаны выводы. Описывая сюжетную картину «Весна» дети чаще использовали простые предложения, иногда просто перечисления, называя отдельные предметы. В составленных описаниях не всегда отображались все характерные признаки данного времени года. Некоторые рассказы были малоинформативны, а иногда выглядели как набор непоследовательных аграмматичных фраз.
Описывая «нелепицы», автор исследования отметила, что дети эмоционально оживлялись, рассуждали, фантазировали, не скрывали, «как это смешно», обосновывали неверность изображения, объясняя, как должно быть на самом деле. Дети проявляли достаточно выраженный познавательный интерес, быстро переключались от одной ошибки к другой, легко строили развернутые высказывания, проявляя развитую мотивацию к общению. Часто использовали предложения сложной конструкции.
А также применение данной методики при обследовании детей позволило выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объем, переключаемость внимания, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико-грамматические конструкции дали информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно-логического мышления.
Таким образом, стало очевидно, что необходимо широко и системно применять данную методику не только на диагностическом этапе, но и для коррекционной работы по развитию интеллектуальной и речевой деятельности.
Второй этап – коррекционный. Дети исследовательской группы приняли участие в дальнейшем формирующем эксперименте. Основной целью данного эксперимента было подтверждение эффективности выбранной методики «Нелепицы» для развития интеллектуальной и речевой деятельности воспитанников.
Задачи, которые поставили мы, были следующими: научить понимать нелепые ситуации; развивать способность к планомерному анализу; повысить запас представлений об окружающем мире; развивать функции внимания; развивать связную речь.
В течение семи месяцев на логопедических занятиях с детьми экспериментальной группы велась коррекционная работа с применением данной методики.
Так что же такое «Нелепицы»?
Нелепицы – ошибочные, нелепые, несуществующие предметы, ситуации, события. (Рис. 2)
Рис. 2
Вашему вниманию предлагается ряд игр с использованием методики «Нелепицы».
Игра «Рисуем нелепицы»
Нелепицы можно объединить по одной лексической теме, например, «Домашние животные» и использовать как вид работы на занятиях по развитию речи. Сначала предложить разгадать ошибки, приготовленные заранее. А затем, дети могут нарисовать свои загадки-нелепицы по заданной теме. (Рис. 3)
Рис. 3
Игра «Лото»
Использовать в виде лото, перемешивая картинки-нелепицы и правильные картинки. Например, каждый ребенок берет карточку, нужно дать верное объяснение, а затем найти пару - безошибочную картинку. (Рис. 4,5,6)
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Игра «Так бывает или нет»?
Игра с использованием сюжетных нелепиц, с применением фишек. Фишками необходимо закрывать то, что дети отгадали. Играя в данную игру на занятии, каждый ребенок находит ошибку и дает верный ответ. А закрыв нелепицу фишкой, создается ситуация, когда нет возможности повторять уже ранее сказанное. (Рис. 7)
Рис. 7
Третий этап – контрольно-диагностический. Заключал в себе анализ результатов коррекционно-педагогического воздействия, с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе развития мыслительных операций и речевой деятельности.
Как показало контрольное исследование, применение в коррекционной работе данной методики позволило развивать образные представления детей об окружающем мире, логические связи и отношения, существующие между некоторыми объектами окружающего нас мира. С помощью этой же методики удалось сформировать умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
У многих воспитанников, которые принимали участие в исследовании, улучшились показатели выполнения заданий по составлению развернутых ответов, предложений по картинам, рассказов по серии картин. Увеличился темп выполнения логических заданий.
Такая методика помогала детям с личностными особенностями, скованностью, «зажатостью», стимулируя к проговариванию и объяснению «нелепых ситуаций».
Таким образом, применение методики «Нелепицы», позволяет нам значительно компенсировать нарушения речевого развития, формировать коммуникативные навыки, развивать мыслительные операции.
Список литературы:
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" : Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М. : Владос, 2003.
2. Ихсанова С. «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта // Дошкольное воспитание, 2000, №4.
3. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М. : Гном, 2016.