Наталья Мамонтова
Развитие индивидуальных способностей и природных данных детей средствами физического воспитания
▼ Скачать +Заказ
Развитие индивидуальных способностей и природных данных детей средствами физического воспитания
Гимнастика удлиняет молодость человека
Д. Локк, английский философ и педагог
Охрана и укрепление здоровья детей, их физическое и психическое благополучие, формирование привычки к здоровому образу жизни являются первостепенными задачами дошкольного учреждения, ибо от состояния здоровья детей зависит будущее благополучие общества.
Публикация «Развитие индивидуальных способностей и природных данных детей средствами физического воспитания» размещена в разделах
Еще французский писатель А. Мюссе говорил: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения». Занятия гимнастикой помогают развивать подвижность суставов, координацию движений, укрепляют опорно-двигательный аппарат, позволяют научиться управлять отдельными частями тела. Какое удовольствие доставляет нам вид человека, имеющего правильную осанку, красивую подтянутую фигуру и легкую, пружинистую походку.
От рождения человеку дана природная гибкость позвоночника, растяжка мышц и высокая подвижность суставов, позволяющая маленькому ребенку легко переходить из одной гимнастической позы в другую. Однако без систематических физических упражнений эта природная способность постепенно теряется, делая движения человека более скованными.
Уже в старшем дошкольном возрасте мы наблюдаем детей, имеющих сильно закрепощенный плечевой пояс – гиперлордоз. А ведь здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки – свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.
Каждый год в ТОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» начинается с осмотра детей врачами и специалистами с целью определения направлений работы по оздоровлению и физическому воспитанию детей.
Внимательно изучив методические рекомендации по распределению программного материала по физическому воспитанию, учитывая результаты медицинских обследований детей и их природные способности, мы пришли к выводу, что программные требования несколько занижают природную двигательную потребность дошкольников. Для успешного решения поставленных задач (профилактики нарушения осанки, плоскостопия, гиперлордоза) необходимо обогатить и расширить содержание работы по физическому воспитанию путем использования дополнительных оздоровительных программ.
На сегодня в Центре активно внедряются программы Л. Яковлевой, Р. Юдиной «Старт» и Ж. Фирилевой, Е. Сайкиной «Са-Фи-дансе». Нами разработаны и применяются комплексы ритмической и партерной гимнастик, силовой гимнастики для мальчиков и комплексы упражнений на ортопедических мячах.
Партерная гимнастика состоит из упражнений, направленных на улучшение гибкости, растяжки, развитие опорно-двигательного аппарата и укрепление мышечного корсета. Сюда же добавляются упражнения на развитие голеностопного сустава и укрепления свода стопы, что является профилактикой плоскостопия.
Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения.
Для развития чувства равновесия и силы хвата используются упражнения на снарядах: гимнастической лестнице, кубах, скамейках, снарядах гимнастического уголка.
Работа на ортопедических мячах способствует развитию гибкости, равновесия, умения фиксировать свое тело в определенной позе.
С целью развития индивидуальных способностей и природных данных детей, их физического совершенствования создан и успешно функционирует кружок спортивной и художественной гимнастики «Грация». Занятия гимнастикой помогают детям формировать культуру здорового образа жизни, находить свое «Я» в движении.
Яркому раскрытию природных данных и творческих возможностей способствует подготовка и проведение музыкальных спортивно-театрализованных праздников, спектаклей и постановок. Примером является спортивно-театрализованное представление «Золотой ключик или приключения Буратино», ставшее лауреатом городского фестиваля театральных коллективов «Золотая маска».
Развитие индивидуальных способностей и природных данных детей, формирование культуры здорового образа жизни невозможно без тесного взаимодействия с родителями. В Центре работает клуб для родителей «Здоровый дошкольник», задачей которого является пропаганда здорового образа жизни, семейного отдыха. Совместно с врачом и медицинской сестрой разрабатываются рекомендации по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, по проведению комплексов лечебной физкультуры в домашних условиях. Вместе с родителями осваиваем приемы самомассажа, способы закаливания.
Традиционными стали вечера досуга совместно с родителями «Папа, мам, Я – спортивная семья», «Всей семьей в страну здоровья».
Ежегодный медицинский осмотр показывает положительную динамику в развитии детей с нарушением осанки. Использование разных видов гимнастики стимулирует развитие индивидуальных способностей и природных данных дошкольников, помогает формировать культуру здорового образа жизни, находить свое «Я» в движении, чтобы впоследствии дети могли с большим желанием, в соответствии с потребностью своего организма систематически заниматься физическими упражнениями или каким-либо видом спорта самостоятельно.