НАТАЛЬЯ ЛАСТОЧКИНА
Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической через использование игр и игровых упражнение
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу вам представить небольшой свой опыт работы по теме:
Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является так же условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Публикация «Развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической через использование игр и игровых упражнение» размещена в разделах
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых затруднительных задач для детей
Развитие инициативы ребенка и ее поддержка со стороны взрослого имеет огромное значение для становления личности и воспитания человека.
Дошкольный возраст очень важное время для развития и поддержки детской инициативности. Образовательная игровая среда, должна стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей. Мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам.
Цель моей работы в данном направлении – это развитие и поддержка детской инициативы на занятиях по физической культуре через использование игр и игровых упражнений.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
- создавать условия для повышения и поддержки детской инициативы в игровой деятельности на занятиях по физической культуре;
- развивать двигательную деятельность детей;
- развивать творческий потенциал детей через игры и игровые упражнения;
- развивать навыки саморегуляции и умение планировать свою деятельность;
-воспитывать самостоятельность, инициативность;
Предлагаю рассмотреть виды инициатив :
1. Рассмотрим такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
2. Коммуникативная инициатива, прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем деятельности и образцом для подражания.
3. Познавательная инициатива как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Все эти виды являются важными и необходимыми для развития личности.
Очень важно, когда мы проявляем уважение каждому ребенку на занятии. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу. Подвижные игры всегда носят творческий характер. На занятиях по физической культуре дети проявляют свою потребность в движении, пытаются решить существенную двигательную задачу. На своих занятиях, я вижу, как дети проявляют свою двигательную активность и инициативу в процессе игры.
Работая в этом направлении, я определила для себя 3 этапа развития :
-организационный
-формирующий
-этап расширения возможностей
1. Организационный этап:
- определение уровня развития двигательной деятельности у детей;
- определение уровня развития детской инициативы, волевых качеств, умения планировать свою деятельность.
2. Формирующий этап: 2 уровень двигательной инициативы (типичен для детей 4-5 лет). Показатели: Для детей, достигших 2 уровня развития двигательной инициативы характерно наличие разных видов двигательной деятельности. Они охотно включаются в танцевально — ритмические движения, играют в подвижные игры, с удовольствием выполняют знакомые им гимнастические упражнения, основные виды движения.
Задача педагога в этом возрасте: чем больше мы будем предлагать вариантов поддержки двигательной инициативы, тем активнее будет идти развитие двигательной деятельности этой возрастной группе.
Важно тот опыт, который они получают при выполнении движений с педагогами на занятиях, они с удовольствием переносят потом на самостоятельную двигательную инициативу. И, как правило, к концу года средней группы все дошкольники, не имеющие двигательной патологии, будут иметь сформированный уровень по физической культуре.
3. Этап расширения возможностей: 3 уровень двигательной инициативы (типичен для детей 5-7 лет).
Показатели: Его ключевыми показателями является, то, что ребенок интересуется у взрослого, как можно выполнить движения наиболее эффективно, точно. Например, «Как попасть в цель?» или «Почему я все время проигрываю?» этот вопрос задает ребенок старшего дошкольного возраста. Дети, этой возрастной группы включаются с удовольствием в любую деятельность, которая предполагает физическую активность. Развитие умения самостоятельно решать различные игровые задачи; развитие умения ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения;
Внимание детей на занятиях я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения упражнений, а также используя игровые приемы.
Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (за сколько прыжков можно преодолеть расстояние от мяча до кубика и т.)
Я всегда спрашиваю у детей после проведения вводной и основной части занятия
«разминку мы с вами сделали? Основные виды движений повторили разучили? А теперь мы с вами…. И всегда дети говорят “поиграем!”
На своих занятиях я постоянно поддерживаю интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения)
Личным примером формирую у дошкольников необходимые привычки, составляющие основу здорового образа жизни. Обеспечиваю детям психологический комфорт, даю ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры. В которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии (все дети комарики, а взрослый “Большая лягушка”).
Большое внимание уделяется психологическому климату, огромную радость приносят малышам такие движения, как подражания образов бабочки, зайчика, мишки, лисички. Импровизация под музыку, с присутствием сказочных героев, элементами веселой неожиданности, внесение нового варианта упражнения, выразительных движений, побуждают интерес к активности и инициативе в играх и упражнениях, прививая интерес к занятиям по физической культуре.
Стараюсь создать условия для проявления ребенком ловкости, выносливости и других физических качеств, с применением специальных методических приемов
Детей приучаю соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, в играх – подчинятся игровым правилам, выполнять ответственную роль. Во всех формах работы развиваю у ребят умение быть организованными, инициативными учувствовать уборке инвентаря. Воспитываю у детей самостоятельность, поощряю их участие в подвижных играх, упражнений под музыку, спортивных упражнений по собственному желанию
Для детей старших и подготовительных групп, игровые занятия являются одной из интересных форм деятельности, так как они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и умений в области физической культуры.
Почти в каждой подвижной игре существует сигналы к изменению игровых действий и движению детей. Например, сигнал «Построится» в игре “Дружные ребята” вызывает быстроту реакции детей. Выражающуюся, в изменении действий, направления и характера движений
В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации, он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшейся ситуации положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Я считаю, что подбор подвижных игр и игровых упражнений на занятиях для развития познавательных процессов у дошкольника в большинстве случаев развивает как двигательную активность, так и развития психических процессов у ребенка (восприятия, память, внимание, мышление, воображение, развивает инициативу и самостоятельность.
ВЫВОД:
считаю, что с поставленными задачами перед детьми на физкультурных занятиях дети справляются. Применяя различные приемы проведения подвижных игр и игровых упражнений, позволяют повысить уровень развития физических качеств детей и сформированность двигательных навыков, интерес к занятиям физической культуры в игровой ненавязчивой форме, проявление инициативы во время игр и игровых упражнений. Данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития инициативы в контексте требований ФГОС.