Надежда Лукьяненко
Развитие графических навыков письма у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Развитие графических навыков письма у дошкольников
На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Публикация «Развитие графических навыков письма у дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы, целью которой является подготовка руки ребенка к систематическому письму, формирование элементарных специфических графических навыков письма.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми регулярно. Выработалась определенная система упражнений.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6лет, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям листы тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку.
Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.
1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
3. Радуга: теплые и холодные тона.
4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
5. Печатание цифр по клеткам.
6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
7. Печатание букв по клеткам.
8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки.
Примерные упражнения по разделам
1. Знакомство с тетрадью. Загадать детям загадку. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).
Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.
Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.
Предложите детям такие задания:
- Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.
- На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.
- Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.
- А сейчас мы будем с вами на странице тетради создавать картинку ( на столах у детей лежат картинки: подсолнух, домик, солнышко, тучка, бабочка).
- Положите в правый нижний угол картинку подсолнуха. В левый нижний угол картинку домика. В правом верхнем углу будет солнышко. В левом верхнем углу – тучка. Посредине разместите бабочку. Вот такая картинка получилась.
Загадываю ещё одну загадку.
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это? Карандаш.
- А сейчас поработаем карандашом. Но сначала сделаем массаж. (Массаж руки гранённым карандашом со словами) :
Мы, как древние индейцы,
Добываем огонёк.
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
(Проверить, правильно ли держат дети карандаш).
– Не забывайте, что карандаш, также и ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашику… Вот так.
- Возьмите карандаш и в правом верхнем углу обведите клеточку.
(Так дети обводят клеточки во всех четырёх углах и посредине страницы).
- Послушайте ещё одну загадку.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота! (Цветные карандаши).
А затем закрашивают их цветными карандашами.
Рабочая строка. Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».
Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.
Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клетки, на середине боковой стороны клетки. На пересечении линий.
2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинация из них.
Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.
Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. Упражнения выполняют строго по клеткам.
Длительность графических операций не должна превышать 5-7минут. Следует отметить: не торопите детей. У каждого ребёнка свой темп письма.
Задание.
- На рабочеё строке нарисуйте прямые линии сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что прямые линии мы рисуем сверху вниз. Овалы – против часовой стрелки. Полуовалы можно рисовать как по часовой стрелке. Так и против неё.
3. Радуга. Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Педагог чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый, голубой, синий, фиолетовый – это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию педагога.
4. Наклонные прямые линии и комбинации из них. Цель: развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно- двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховки их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию педагога.
5. Печатание цифр по клеткам. Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.
Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. Далее можно предложить детям сравнить: что одинаковое и что разное в паре цифр: 2 и 7, 6 и 9.
6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Цель: развивать зрительно- двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.
Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат – клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике. Перед тем, как рисовать дуги в тетради, попробуйте нарисовать их в воздухе.
7. Печатание букв по клеткам. Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию, закреплять элементарные графические умения и навыки письма.
Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по признакам сходства или различия некоторые буквы: Б – В, И – Н, С - Э, О – Ю, Ц – Щ и др.
8. Рисование по клеткам предметов сложной формы. Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меткой – клеткой.
Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.
Письмо требует особых умений, точного изображения букв, плавных, ритмичных движений. Что может помочь в написании букв, а сначала только лишь их элементов? Та деятельность, где ритм выражен особенно ярко, музыка. Музыку можно записать не только с помощью нот, но и с помощью палочек, крючочков, петелек.
Удары бубна.
- Послушайте размеренные, отрывистые удары бубна. Передайте эти удары на бумаге с помощью карандаша. Это может выгладеть так:. .. . .
- При ускорении темпа -. .. ..
- Попробуйте передать эти удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, это получится ломаная линия.
Песенка.
- Сейчас я пропою на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. А вы запишите мелодию непрерывным движением в рабочей строке. (Даю образец непрерывных полукругов).
- Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в более быстром темпе (образец на доске).
- Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в медленном темпе (образец).
Танцы.
- Выполните танцевальное движение – притопывание ножкой на сильные доли: «там-там-там». (Мелодия песни «Во поле берёза стояла»). Изобразите это движение непрерывной линией. (Образец).
- Сделайте лёгкие полуприседания – «пружинки» (два образца).
- А теперь глубокие приседания. Нарисуйте.
- Закройте глаза и послушайте эту спокойную музыку. (Вальс). Подумайте, что под эту музыку можно делать, что под неё хочется делать?
- Под эту музыку хочется кружиться (образец узора).
Игра «Переводчики»
Водящий ударяет в бубен умеренно и быстро. Дети записывают «мелодию» в тетради, «переводят» звуковые образы в двигательные.
- Пропоем сейчас простую и знакомую детям песенку. (Мелодия песни «Жили у бабуси»). Во время пения дети выполняют «графическую мелодию».
Будем надеяться, что детям будет интересно одновременно слушать мелодии, писать. А иногда и танцевать.
Зарисовывание песенок и ритмов поможет сформировать важные для письма умения : умение видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму. Заодно дети освоят написание некоторых элементов букв рукописного шрифта.
Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма
1. Сообщение детям темы занятия.
2. Рассматривание образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
3. Показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением: «Поставим ручку в правый верхний угол клетки, проведем прямую в левый нижний угол и т. д.»
4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.
5. Выполнение задания.
6. Контроль со стороны педагога за точностью выполнения задания детьми.
7. Привлечение ребенка к анализу качества выполненной работы.