Юлия Иващенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Развитие крупной моторики у детей, позволяет в последствии сформировать моторную ловкость, выносливость скорость, помогающие моментально реагировать на меняющиеся ситуации.
Публикация «Развитие двигательной активности у детей раннего возраста» размещена в разделах
Умение двигаться позволяет ребенку открывать и познавать самого себя, собственное тело и окружающий мир. Дефицит движения у современных детей, другими словами гиподинамия, – огромная проблема. С развитием цивилизации необходимость много двигаться постоянно снижается. Во многих семьях есть по одному, а то и по два, три компьютера, мобильные телефоны с различными играми, но нет ни одной скакалки или мячика, не говоря уже о спортивном уголке.
Гиподинамия становится отличительной чертой современного поколения. Поэтому работу по развитию крупной моторики нужно начинать, как можно раньше, а именно с самого раннего возраста.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно – двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Наблюдая за развитием детей раннего возраста можно отметить, что у малышей слабая двигательная активность, им сложно ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, нет желания участвовать в коллективных подвижных играх. Учитывая важность проблемы, в группе проводим с детьми углубленную работу в этом направлении и решаем следующие задачи:
1. Развиваем крупную моторику у детей раннего возраста через разные виды деятельности.
2. Создаем условия для овладения детьми различных видов движений.
3. Учим детей контролировать свои движения и управлять ими.
4. Развиваем двигательную активность детей.
Развитие крупной моторики – это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений. Поэтому в группе и на участке детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда. В группе имеется спортивный уголок с разнообразным спортивным оборудованием и инвентарем (ортопедические коврики, «дорожки здоровья», мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.). Уличные веранды оснащены атрибутами для подвижных игр, инвентарем (мячи, обручи, скакалки, спортивным оборудованием (лесенки для лазанья) все это побуждает, детей к двигательной активности и дает им возможность выполнять разнообразные движения.
Спортивный уголок в группе регулярно пополняем новым оборудованием и атрибутами. Изготавливаем для подвижных игр и упражнений маски персонажей, ленты, султанчики, платочки, мешочки с песком и др. Приобрели ортопедический коврик, ребристые ролики и мячики для профилактики плоскостопия. Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров. Есть нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, метания, прыжков, равновесия («Дорожки здоровья», мешочки с наполнителями, «Моталочки», мягкие кочки, «Чудо - сачок», и др.). Все оборудование доступно и безопасно для детей. Оборудование подбирается в соответствии с возрастом детей и их потребностями. Особое внимание уделяется размещению оборудования. Располагаем его так, чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность в режиме дня и обеспечивать безопасность детей. Оборудование не загромождает полезную площадь помещения, и дети могут свободно брать и ставить на место любой предмет.
Реализацию поставленных задач по развитию крупной моторики осуществляю через разные формы работы с детьми: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок и в режиме дня, индивидуальная работа.
Каждое утро с детьми начинаем с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус детей, устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. Гимнастику провожу в группе в тщательно проветриваемом помещении. Воздушная ванна, в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. [3]
Еще одним обязательным мероприятием является гимнастика после дневного сна. Ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, выгибают спинку как кошечка, топают как мишка и т. д.
Одной из форм развития крупной моторики детей является образовательная деятельность по физическому развитию детей. Эта форма работы является ведущей для формирования крупной моторики детей раннего возраста. Нами организуются традиционные физкультурные занятия, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных.
Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста провожу в различных вариантах: по единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т. п.); тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»); построенную на одном движении; построенную на подвижных играх.
Подвижные игры и упражнения направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя.
Дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики», «Цыплята клюют зёрнышки». Через эти игры – упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей.
Упражнения и игры направленные на профилактику плоскостопия формируют навыки правильной осанки, укрепляют мышечную систему; укрепляют мышцы и связки стоп. («Сборщик», «Извилистая дорожка», «Загрузи машину»).
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса. («Лодочка», «Кошечка», «Змея»).
На развитие опорно – двигательного аппарата – это игры с ходьбой и бегом («Догони мяч», «Через ручеек», «Перешагни через палку»). С ползанием («Проползти в воротца», «Обезьянки»). С бросанием и ловлей мяча («Мяч в кругу», Целься точнее», Попади в воротца»). С подпрыгиванием («Через ручеек», «Зайка серенький)» и т. д. [2]
В пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные. Поэтому планируя индивидуальную работу, учитываю психические и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Индивидуальную работу с детьми провожу в игровой форме в утренние и вечерние часы, а также во время прогулки. Во время прогулок для одних детей организую игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через кубики, сбегание с пригорков.
Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четких действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий. [1]
Способствуя развитию у детей двигательной активности, мы развиваем у них крупную моторику, тем самым тренируем вестибулярный аппарат и укрепляем пока ещё слабые мышцы и суставы. Формируя походку и укрепляя мышечный корсет, мы способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, мы закладываем прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Список литературы:
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986.
2. Шишкина В. А. Движения + движения. – М. : Просвещение, 1992.
3. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2 – 3 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.