МААМ-картинки

Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)

Светлана Ивановна Гаврилова
Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика пластической деятельности детей

Говоря о лепке в детском саду, имеется в виду изобразительная деятельность, в процессе которой, дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать у детей умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества. На занятиях лепки развитие этих качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета сознание дошкольника формируется образ. Во время лепки исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Если не приходится прибегать к условному изображению. Кроме того, лепка в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передачи формы. Поэтому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивному развитию творчества. Быстрое освоение детьми способов изображения, дает возможность раньше, чем в других видах изобразительной деятельности, перейти к сюжетной лепке из 2-3 фигур. Создание пластической композиции не требует от дошкольника учитывать законы перспективы, так как вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве: на доске или глиняной подставке. При соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т. к. возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления глины.

Публикация «Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)» размещена в разделах

Можно несколько раз переделывать формы, что невозможно сделать при рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует к игровым действиям с ней. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Специфику лепки определяют материалы: глина, окрашенная ангобом (жидкая глина, поддается обжигу в муфельной печи – получается настоящая керамика. В результате ребенок знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, что расширяют его представления об окружающем.

В процессе лепки развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в порядке. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменение формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб; в средней – конус, овал, цилиндр.

Методы и приемы развития творчества

В младшей и средней группах дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение. Иногда при лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно.

Обучение данным техническим приемам может носить индивидуальный и групповой характер. Приемы обучения детей 2-3 лет направлены на освоение формы, предметов путем сенсорного обследования, на создание эмоционального настроя во время лепки, что связано с зарождением образного начала в лепке.

Приемы обучения творческим действиям в подготовительной группе имеют много общего с применяемыми к детям шестого года жизни, но часть приобретает иной характер.

Детей знакомят с произведениями искусства, со скульптурами малой формы В. Д. Горлова, Е. И. Чарушина, А. Г. Сотникова. Чтение сказок и рассказов делают несколько иначе, чем ранее. Например, перед чтением сказки «Приключение Буратино» детей предупреждают, что они будут лепить на тему этой сказки. Во время чтения воспитатель останавливает внимание на иллюстрациях, объясняет действия чародеев. Это поможет понять сюжет, повысит интерес к тексту и иллюстрациям, которые обогатят замыслы детей. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтения художественной литературы с целевой установкой. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства, картинки, не подсказывают скульптурных. Дети должны, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить изобразительные и технические приемы использования.

В младшем дошкольном возрасте дети, раскатывая глину пальцами не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы формировать чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, предлагается сначала раскатывать палочку, вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать тот или иной способ действия, но и производить движения его рукой, обращая внимание на действие и положение руки – это дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой. После освоения движения формообразующего движения по созданию цилиндра, учат детей преобразовывать его – сделать из палочки кольцо. Дети рассматривают готовое кольцо, затем показ воспитателя как надо лепить. Обратить внимание, что сначала надо найти концы у палочки, затем показать, как их соединить. Этот момент очень важен для воспитания способности контролировать свои действия. Воспитатель постоянно руководит процессом изображения предмета. Далее необходимо овладеть навыком формообразующим движением – сплющиванием. Затем обучение скатыванию кругообразными движениями, которым нужно научится при лепке шара – изображение неваляшки.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным, объяснением, действием. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность перейти к словесным инструкциям.

Во второй младшей группе объяснение задания не занимает более 3-4 минут, проходит эмоционально, после воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает обвести рукой его форму, четко называет ее. Показ способа изображения – наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Пояснения во время показа краткие, точные и выразительные.

В средней группе учат лепить человека. Это сложное задание, требующее умение требующее видеть пропорции, соотносить части фигуры. Объяснения четкие, немногословные, точные. Можно выделить 3 этапа:

1. Определение и называние цели лепки (используются игровые приемы, музыка, используется, прием напоминанием;

2. Рассматривание натуры, ее восприятие и обследование;

3. Объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие приемы использовать.

Частичный показ способа лепки может быть выполнен и ребенком, с его объяснением, как и что он делает. Каждый раз при выполнении того или иного приема воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, палацев. Если действие сложное его расчленяют на ряд простых и определяют термином. Иногда ребенку можно предложить повторить последовательность движений. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает совершить это движение с ним.

Повторенный показ тем, кто не понял, как его выполнить. Советами, вопросами помогать детям. Необходимо за 5 минут предупредить об окончании занятия. При анализе работ отличать не только положительные стороны, и указывать на ошибки.

В старшей группе можно давать лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, предлагают лепку по представлению.

В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный, декоративный характер. Дети лепят либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Воспитатель не должен мешать творчеству детей, он направляет. Во время лепки с натуры дети сравнивают свою работу с оригиналом, видят предмет со всех сторон, дети учатся зрительно делить объем куска, захватывать рукой столько глины, чтобы получилась нужная часть. От детей требуется изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения. При лепке животных жарких стран дети составляют фигуры из отдельных частей от общего куска глины.

При соединении частей фигурки, примазывают одну часть к другой, вставляют одну часть в углубление, предварительно сделанное. Дети добиваются большой устойчивости фигур на подставках с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигурой. При лепки фигуры человека дети сравнивают части, устанавливают их соотношение. При лепке деталей головы дети от высокого или углубленного рельефа. При лепке посуды – новый способ лепки из колец, укладываемых одно на другое, места соединения смазываются с внешней и внутренней стороны. Другой способ – выбирание глины стекой из шарообразной и цилиндрической формы. Затем идет заглаживание поверхности водой. При изготовлении глиняных пластин, сначала создают эскиз в виде рисунка, затем по нему оформляют пластину углубленным и высоким рельефом.

Как и раньше перед лепкой дети наблюдают, рассматривают предметы. Детям задаются вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности. Чтобы дети поняли положение тека в движении предлагают им принять то или иное положение, затем анализируют положение частей тека. При объяснении действий расчленяются на основные части.

Детям с 7 лет дается в начале объяснение, воспитатель беседует с ними, уточняет основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют. Например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов и колец, т. е. показывает лишь незначительные технические приемы.

Литература.

1. З. А. Боброва «Лепка», Г. Г. Григорьва «Изо деятельность дошкольника»;

2. Е. Г. Макарова «В начале было детство: записки педагога»;

3. Г. Н. Пантелеев, Ю. В. Максимов, Л. В. Пантел «Декоративное искусство – детям»;

4. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду»;

5. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина «Лепка в детском саду»;

6. Н. Б. Халес «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»;

7. М. Ю. Черток «Повесть о глине».

Публикации по теме:

Рекомендации к проведению занятий РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛепкаОсновной пластический материал, который используют в обучении детей.

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)
Опубликовано: 19 октября 2014 в 10:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД