Сабина Мирзоева
Развитие детей раннего возраста
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Воспитатель ГБДОУ №38
С. М. Мирзоева
«Руки учат голову, а поумневшая голова снова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
«Движения – это жизнь, а жизнь – это есть движение» - так гласит старая поговорка. Уровень развития движений ребенка, а в частности мелкой и общей моторики, один из показателей общего развития детей раннего возраста. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие детей в группе раннего возраста. В своей статье, я попытаюсь, раскрыть роль мелкой моторики на развитие детей раннего возраста.
Публикация «Развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ребенок, находясь в утробе матери в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает веса взрослого человека. Из сказанного можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением. Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика рук у ребенка?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой как, артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предложение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных движений (писать и рисовать). Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, а сенсорное развитие на прямую связано с мелкой моторикой рук, потому что осязание одной из пяти чувств человека, при помощи которого дети раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире». Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Какие игры и упражнения развивают мелкую моторику?
Начинать и заканчивать занятие необходимо массажем кистей рук. 1. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.
1. Массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассировать каждый пальчик ребенка, начиная от кончиков.
2. Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев.
3. Массаж всей руки. Осторожно помассировать руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат.
2. «Ладушки – ладушки»
- «Ладушки, ладушки» (выпрямить пальчики ребенка на своей ладони).
-«Где были? У бабушки!» (соединить его ручки ладошка к ладошке).
-«Что ели? Кашку!» (хлопнуть в ладоши).
-«Что пили? Бражку!» (хлопнуть в ладоши).
-«Каша масленька, бражка сладенька, бабушка добренька» (хлопнуть в ладоши).
-«Попили, поели, шууууууу полетели!» (помахать ладошками как крылышками).
-«На головку сели!» (положить раскрытые ладошки ребенка ему на голову – это самый важный момент: ребенок прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).
3. Разрывание бумаги. Можно дать ребенку старые газеты или листы мягкой цветной бумаги.
4. Вкладыши. Это могут быть и рамки – вкладыши, которые помимо развития моторики формируют у ребенка о форме предметов, и стаканчики - вкладыши, которые формируют у ребенка понятие о размере предметов.
5. Крупы и песок. Их можно перебирать, пересыпать, перекладывать рукой, ложкой. Игры с крупой хорошо развивают мелкую моторику и тактильные ощущения. В миску можно насыпать любую крупу и дать ее ребенку, например: кинетический песок kinetic sand – представляет собой невероятный по своим свойствам материал. Она замечательно держит форму, легко распадается, а сама структура материала прочная и пористая. На ощупь он напоминает влажный песок с морского побережья, но не содержит воды, не мажет одежду и руки, способен принять любую форму.
Кроме этого есть множество упражнений, игр способствующие развитию мелкой моторики :
-развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, еда ложкой, мытье рук с мылом и т. д;
-отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревку, наливание воды в чашку, листание страниц книг, развязывание узлов, перекатывание карандаша между мальцами, от большого к мизинцу и обратно;
-конструирование, собирание пирамидок, матрешек, кубика – Рубика;
-детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам.
Для развития мелкой моторики руки разработано много методов и приемов, и используются различные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расжатие, на расслабление.
Таким образом, развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а раннее детство особый период становления функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия с окружающей средой. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или иной функции. Уровень развития – мелкой моторики один из показателей интеллектуального развития ребенка.
Список использованной литературы
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М. ,2001.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М. ,2002.
3. Громова О. Н. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М. ,2001.
4. Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. – М. ,1998.
5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
(1-3года). – М. :Мозаика – Синтез, 2009.