Полищук Елена
Развитие делового общения со взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие делового общения со взрослым
Деловое общение – это взаимодействие двух и более людей, преследующее определенную цель (или цели). Посредством делового общения становится возможным договориться об организации общей деятельности : о распределении ролей, об используемых предметах и инструментах, о последовательности необходимых действий и прочем. Именно деловое общение помогает совместными усилиями достичь общего результата.
Публикация «Развитие делового общения со взрослым» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Во взрослой жизни деловое общение представляет собой переговоры, как предварительные, так и сопровождающие этапы общей деятельности. Ведение переговоров требует опыта, психологической подготовки, умения производить благоприятное впечатление на людей и других качеств и навыков. Можно говорить о том, что навыки делового общения во многом определяют успешность ведения дел.
Представляется очень важным дать ребенку положительный опыт делового общения уже в детстве. Ведь большинство знаний и умений в этом возрасте закладывается на уровне подсознания, однако эти знания оказывают самое непосредственное влияние на всю последующую жизнь ребенка.
В соответствии с выведенными возрастной психологией закономерностями, у ребенка в первую очередь развивается общение со взрослым, и лишь по достижении определенного возраста (после трех лет) дети учатся договариваться между собой. Причем, со взрослым ребенок сначала общается на эмоциональном уровне, затем возникает и развивается деловое общение.
Основным средством общения между людьми является речь. Именно с помощью речи люди могут понять друг друга и договориться о важных вещах. Если же этот основной канал коммуникации нарушен, то участники общения сталкиваются с различной степени трудностями.
Подобные трудности возникают при общении с маленьким неговорящим ребенком. Взрослый в этой ситуации вынужден брать активную роль на себя – рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия. А вот малыш еще не умеет объяснить другому человеку свои идеи и пожелания, дать понять, с чем он согласен, а с чем нет.
Тем не менее ребенок предпринимает попытки донести до другого человека информацию, объяснить, чего он хочет в данный момент, – издает звуки, жестикулирует, показывает на предметы, ведет взрослого за собой и т. п. Но если после всех приложенных ребенком усилий его так и не понимают, он может начать сердиться, кричать и плакать или же обижается и замыкается в себе. К сожалению, если такой негативный опыт общения накапливается, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка. Именно поэтому взрослый должен очень внимательно и вдумчиво относиться к каждой ситуации, в которой ребенок проявил инициативу общения, и приложить все необходимые усилия к тому, чтобы ребенок был понят. С другой стороны, не следует забывать, что речь ребенка будет развиваться лишь при условии приложения с его стороны определенных усилий, поэтому не следует стараться предугадать любое желание ребенка. Из вышесказанного становится понятным, что поведение взрослого в ситуации делового общения с неговорящим ребенком требует гибкости и интуиции: взрослый одновременно побуждает ребенка делать усилия, но в ситуации, когда ребенок оказывается беспомощным, помогает ему.
Итак, деловое общение ребенка со взрослым – это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре, либо ее определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях – партнера, помощника, ведущего.
Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком, также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в зависимости от уровня речевого развития ребенка, от конкретной ситуации общения.
Памятка
«Правила партнерских отношений в общении – Ребенок – взрослый»
Причины, по которым необходимо задавать вопросы:
- чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
- чтобы понять потребности и желания ребенка;
- чтобы вовлечь ребенка в разговор;
- чтобы узнать возможные возражения.
Ребенок готов ответить на ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:
- вы задаете вопросы о нем самом;
- вы задаете понятные для ребенка вопросы;
- вы задаете вопросы, не содержащие готового ответа, то есть не навязываете своего мнения.
- вы строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.
Задавайте вопросы в нужном месте,
в нужной форме и в нужное время.
Не превращайте выяснение потребностей
ребенка в его допрос.
Желательно задавать
не более двух
Помните!
Контролирует ситуацию тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и слушает!