Дарья Лукина
Развернутый план занятия «Развитие вокально — технических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма занятия : групповая
Цель:
Ознакомиться с различными вокальными упражнениями, с целью развития певческих навыков.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление навыков ансамблевого пения;
- закрепление навыка певческого дыхания;
- формирование устойчивого интереса к культуре своего народа.
Развивающие :
- развитие музыкального слуха, памяти и мышления;
Темочки:
- формирование и развитие нижнерёберно-диафрагмального певческого дыхания, активного вдоха;
- развитие навыка «чистого» интонирования;
- формирование и развитие навыка чёткой дикции, артикуляции;
- развитие мелодического и гармонического слуха;
- развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения музыкального фольклора.
Воспитательные:
- воспитание уважения к традициям предков, к русской культуре, любовь к народному творчеству.
- воспитание активности и эмоциональной отзывчивости у учащихся;
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
- иллюстрированный (вокальный показ преподавателем и воспроизведение услышанного учениками)
- представление «в уме» первого звука при взятии дыхания
- вокализация мелодии песни на гласную
- исполнение распевок и песен с задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонирования, для выстраивания унисона.
- Образные сравнения, как прем связи с образным мышлением.
- Поощрение успехов обучающихся, с целью стимуляции их интереса к знаниям.
Материально-техническое обеспечение урока :
- наглядный материал (текст песни – веснянки)
План занятия :
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
• правила постановки корпуса
• тип певческого дыхания
• вокальная маска
3. Распевание ансамбля
• дыхательные упражнения;
• речевая разминка;
• вокальные упражнения.
4. Знакомство с понятиями: «цепное дыхание», «календарно – обрядовые песни», «веснянка».
5. Разучивание нового песенного материала – календарно – обрядовой пенсии – веснянки «Весна, красна, на чем пришла?».
6. Повторение пройденного песенного материала. Повторение песен «Как у нашего соседа», «Камаринская».
7. Подведение итогов занятия.
8. Самоанализ.
Ход занятия:
1. Организационный момент
• Организованный вход детей в класс
• Приветствие
• Сверка учащихся по журналу
• Озвучивание темы и цели открытого занятия
• Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.
2. Актуализация опорных знаний:
Беседа с учащимися о правилах постановки корпуса при пении, типе певческого дыхания, о понятии «вокальная маска» (улыбка).
3. Распевание ансамбля:
Комплекс упражнений, направленных на развитие певческого дыхания, на подготовку голосового аппарата к работе с песенным материалом;
Упражнение, направленное на развитие вокального дыхания :
• «Испуг» - упражнение, направленное на активный короткий вдох, как будто при испуге.
• Упражнение на выдох «Поясок», руки необходимо поставить на ребра, плечи не двигаются. Медленно выдыхаем воздух на звук «С» направляем струю воздуха в «зубы». Необходимо следить за ровностью выдыхаемого воздуха, без толчков и рывков.
• «Скороговорки», проговаривание скороговорок на одном дыхании.
Работа над скороговорками помогает учиться регулировать количество воздуха, глубину вдоха, расход воздуха при выдохе, напор воздушной струи, улучшает дикцию.
Комплекс вокально-технических упражнений, направленных на развитие голоса, звуковысотного слуха, формированию чистой интонации, расширению диапазона голоса:
• Пение на одном звуке с закрытым ртом.
• «И – я» - работа над унисоном
• «ОЭА» - работа над унисоном
• «Е – е – е – я – я – я» - распевание на двух соседних звуках.
• «Ле – лё, лё - ля», распевание на трех звуках, работа над восходящим и нисходящем движении в распевке.
• «Е – е – е – ой – да, я – я – я - ай – да» - вокальное упражнение выстроено в пределах нисходящей кварты. Обратить внимание на мягкую атаку звука. Также обращаем внимание на дыхание и поём по две фразы на одном дыхании.
• «От топота копыт», распевка в пределах квинты. Работа над поступенным нисходящим движением
• «Зелена сосна, на горе росла» - распевно. Исполнение распевки с периодической задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонирования.
• «би – би – би, ди – ди – ди» - распевка направлена на работу над дикцией, работу над поступенным нисходящим и восходящим движением.
• «ли – ли - ли – ли – ли, ля – ля – ля – ля - ля» - работа над дикцией, работа над поступенным нисходящим и восходящим движением.
• Скороговорка «На дворе трава» - работа над произношением слова; исполнение распевки с периодической задержкой на отдельных звуках, с целью работы над чистотой интонации.
4. Разбор таких понятий, как «цепное дыхание», «календарно – обрядовые песни», «веснянка», «гукание».
В процессе беседы, педагог и учащиеся должны суметь составить определение этих понятий.
Цепное дыхание – тип дыхания, при котором певцы меняют дыхание не одновременно, а поочерёдно, что обеспечивает ансамблю непрерывность звучания, на протяжении долгого времени.
Календарно – обрядовые песни – песни, являющиеся частью календарной обрядности, их название связано с сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по времени года. В них отразились верования наших предков, представления о круговороте природы.
Веснянка – обрядовые песни заклинательного характера, направленные на призыв весны.
Гукание – это вокальный прием быстрого переключения с грудного на головной регистр.
5. Разучивание нового песенного материала. Разучивание веснянки «Весна, красна, на чём пришла?»
• Знакомство с текстом и мелодией веснянки, посредством игры в «эхо» - педагог задаёт попевку с текстом – учащиеся её повторяют, в разных комбинациях: вместе, по одному, по двое и тд.
• Исполнение веснянки (соблюдение цепного дыхания)
6. Повторение пройденного песенного материала
Работа над пройденным материалом, исполнение песен: «Как у нашего соседа», «Камаринская».
7. Подведение итогов занятия.
• Подведение итогов
• Ответы на вопросы педагога:
1. Какой основной тип дыхания используется при пении? (диафрагмальное дыхание)
2. Как называется вид дыхания в ансамбле, когда участники дышат по цепочке? (цепное)
3. Как называются календарно – обрядовые песни, имеющие заклинательный характер, направленные на призыв весны. (веснянки)
8. Самоанализ
Группа учащихся, участники открытого занятия, имеют хорошие музыкальные данные, занимаются с интересом. На занятии ученики активны и внимательны.
Ученики группы достигли хороших результатов. Являлись участниками городских мероприятий, конкурсов.
Все учащиеся в процессе обучения проявляют трудолюбие, целеустремленность, исполнительность. На занятиях принимают активное участие, стремятся выполнить все требования и рекомендации педагога, проявляют личную активность, инициативность и творчество. Обладают хорошей музыкальной памятью, быстро запоминают тексты и мелодии песен.
Пение в народной манере - это целый комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов.
В работе над произведениями народного песенного искусства педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности, системности и наглядности в освоении материала от простого к сложному. В основе занятий лежит выработка определенных навыков и их применение.
Тип занятия комбинированный, он направлен как на отработку, закрепление вокальных навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.
Используемая литература:
1. Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество, Москва, 2018
2. О. Пашина. Народное музыкальное творчество. Учебник. И Хрестоматия, Композитор, СПб, 2008
3. Мешко Н. К. Искусство народного пения, часть 1 Москва, НОУ «Луч», 1996.
4. Мешко Н. К. Искусство народного пения, часть 2 Москва, НОУ «Луч», 2000.
5. Шастина Т. В. Хранители народной традиционной певческой культуры / Т. В. Шастина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2016.