Папки-передвижки

Разработка урока по биологии 7 класс «Класс: Звери»

Валентина Карева
Разработка урока по биологии 7 класс «Класс: Звери»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка урока в 7 классе

На тему «Класс Звери. Многообразие, распространение

и роль в природе и жизни человека»

Цель урока : Познакомить учащихся с многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека

Задачи урока : Образовательные: расширить представления учащихся о многообразии млекопитающих; продолжить формирование у учащихся представлений об экологических группах млекопитающих по местам обитания.

Публикация «Разработка урока по биологии 7 класс „Класс: Звери“» размещена в разделах

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формировать основные ОУУН (работа с текстом учебника, рисунками, таблицами.

Воспитательные: воспитание дисциплинированности, положительного отношения к обучению, интереса к предмету, любви к природе.

Формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока : формирование умений и навыков

Вид урока : комбинированный урок.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстом учебника и заданиями.

Оборудование: таблицы, рисунки, презентация, карточки-задания, карта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вопросы учителя с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

— Сколько царств живой природы вы знаете?

— Какие Царства живой природы мы уже изучили?

— Что вы уже знаете о царстве Животных?

3. Актуализация знаний. Повторение и закрепление изученного материала.

Выполнить задания (письменно).

1. Написать три отличия Зверей от Рептилий (волосяной покров, звериные зубы, живорождение, клоака, ноги под туловищем, железы на коже, теплокровность и пр.)

2. Клоака есть только у …

3. Три примера животных из водной среды обитания…

4. Млекопитающие получили название из-за …

5. Существуют ли летающие звери? Если да, то привести пример?

6. Звери произошли от…

7. Покровительственную окраску имеют: (выбрать из предложенного списка) 1. заяц-беляк зимой, 2. зебра, 3. медведь белый, 4. волк серый в лесу, 5. лиса рыжая в пустыне, 6. олень пятнистый в лесу.

4. Сообщение темы урока. Формулирование целей урока вместе с учащимися.

— А что мы еще можем узнать о животных?

5. План изучения нового материала:

- Многообразие Царства Животные.

- Наука, которая делит все многообразие живых организмов на группы по степени родства называется систематика.

Систематические категории животных:

Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид. Минимальная категория – вид (имеет двойное название).

Впервые двойную номенклатуру ввел Карл Линней (пояснить).

- Какие среды обитания занимают животные?

- Как называются звери, вернувшиеся в водную среду?

- Что приобрели животные, вернувшиеся в водную среду? Что осталось неизменным?

Все животные делятся на систематические группы, которые позволяют отличать группы друг от друга.

- Отличаете ли вы слона от мыши? А слона африканского от слона индийского?

-Лисица рыжая, живущая в лесах Канады и лисица рыжая в лесах России, это: один вид или два разных?

Млекопитающие, или Звери, появились в ходе эволюции 160-170 млн. лет назад. Современных млекопитающих насчитывают около 4500 видов. Они освоили разные среды обитания (презентация).

Задание на первичное закрепление знаний.

А. Найдите лишнее животное.

- Белка, бурундук, крыса, слон.

- Лось, зубр, олень, носорог.

- Тигр, рысь, лев, волк.

- Волк, лиса, песец, рысь.

К какой группе относятся оставшиеся представители? Докажите, перечислив 2-3 признака.

В. Определи животное по контуру. (слон африканский, медведь бурый, заяц, тигр, носорог, лось, бизон, белка, буйвол)

- Распространение животных.

Несмотря на то, что мы только что начали изучение данной темы, и весь материал еще не пройден и не систематизирован, мы будем говорить об общих закономерностях, правилах, которые установлены природой в ходе эволюции.

Животный мир в процессе эволюции многократно изменялся. За последние 570 млн. лет на Земле произошло 6 глобальных катастроф, в которых погибало до 80% живых существ. Выжившие быстро изменялись, приспосабливались к новым условиям и распространялись.

Изучение построим по плану:

- распространение животных по земному шару.

- Почему животные распространены по всей земле, а рептилии не смогли?

- почему живые существа распределены неравномерно: больше жизни ближе к тропикам и меньше к полюсам?

- как животные приспосабливаются к разным температурам. Назвать: - приспособления к жаре, примеры, - приспособления к холоду, примеры, - приспособления к недостатку воды, примеры.

Вывод: распространение повсеместное из-за наилучшей приспособленности: постоянная температура тела; выкармливание детенышей; забота о потомстве, обучение; меховой покров и способность регулировать температуру (пот, линька, спячка).

- Миграции – один из примеров приспособленности.

- Почему мигрируют птицы?

- Приведите примеры мигрирующих животных. За чем они идут? Причина миграции северных оленей?

- А животные саванн в Африке, чего им не хватает?

Вывод: причины миграций – недостаток пищи и воды. Но есть и другая причина.

- Почему ежегодно в одни и те же места возвращаются киты, морские котики, моржи. Ведь длительные миграции связаны с риском и потерями.

Причина – приуроченность к местам обитания.

- Расселение животных

Вся планета разделена на климатические зоны. Наша страна и североамериканский континент имеют сходные климатические зоны, но видовой состав животных и птиц неодинаков.

- Почему? - Что мешает нашему бурому медведю расселиться на американских землях?

Но, сравните часть видового состава Евразии и Северной Америки (см. карту).

Евразия Северная Америка

Лось европейский Лось канадский

Енот Енотовидная собака

Волк серый Волк канадский

Медведь бурый Медведь гризли

Норка европейская Норка американская

Росомаха Скунс

Беркут Кондор

Зубр Бизон

- Объясните схожесть видов на этих материках.

Если сравнить видовой состав Африки и Индии, можно увидеть, что из двух существующих на планете видов слонов один – в Индии, другой – в Африке. Та же картина с тиграми – бенгальский и африканский, буйволами – индийский и африканский, многие виды обезьян.

- Почему?

Сравним Африку и Южную Америку. Ягуары и гепарды, верблюды и ламы, страусы нанду и африканские, тапиры и кистеухие свиньи, крокодилы нильские и кубинские и пр.

- Почему?

В 1915 г. Альфред Вегенер предложил сенсационную гипотезу дрейфа континентов. По его мнению еще до мезозоя существовал гигантский суперконтинент Гондвана, который объединял часть Южной Америки, Африку, индию, Австралию, Антарктиду и некоторые острова. После его раскола он начал дрейфовать вместе с живым населением. Согласно Вегенеру, куски дрейфуют до сих пор, а животный мир постепенно изменяется под условия среды.

Но существует и другой вид расселения – с помощью человека.

Акклиматизация - процесс расселения животных и растений на территории, где животные никогда не обитали, но могут прижиться из-за схожих природных условий. Акклиматизация бывает преднамеренной – умышленной, и непреднамеренной – нечаянной.

Преднамеренная акклиматизация Нечаянная акклиматизация

Норка американская Жук колорадский

Енотовидная собака Элодея

Кролики в Австралии Клен американский

Индюки Таракан рыжий

Несмотря на акклиматизацию и расселение животных появилась и нарастает проблема – Земля становится беднее. Крупные ценные животные истребляются людьми на мясо, шкуры, кожу, лекарства, рога и пр. Мы столкнулись с проблемой исчезновения видов на планете.

Появился новый раздел в биологии – наука экология.

Чтобы предотвратить обеднение Земли, необходимо решить ряд проблем.

- Как бы вы решили эту проблему?

- Значение животных в природе и жизни человека

По группам – задания. После выполнения – запись вывода на доске

значение млекопитающих в природе отрицательное значение млекопитающих в жизни человека положительное значение млекопитающих в жизни человека

1. Млекопитающие ограничивают численность растений, ограничивают численность других животных, служат кормом для многих животных. Вывод: млекопитающие – звено цепей питания.

2. Белки, бурундуки, ежи, мыши делают запасы орехов, зерна, семян. Часто забывают о своих запасах, и они прорастают. Вывод: звери способствуют распространению семян.

3. Кабаны, мыши, кроты, землеройки «перепахивают землю», способствуя проникновению воздуха к корням растений. Вывод: млекопитающие рыхлят и удобряют почву.

4. Шакалы, гиены и пр. поедают трупы погибших животных. Вывод: млекопитающие выполняют санитарную роль.

5. Волки, лисы, львы, тигры и др. чаще поедают больных или старых животных. Вывод: оздоравливают популяции.

6. Мыши и крысы поедают запасы продовольствия и уничтожают посевы. Вывод: млекопитающие наносят вред культурным растениям и уничтожают запасы продовольствия.

7. Мыши, крысы, многие волчьи распространяют тиф, клещевой энцефалит, чуму. Вывод: млекопитающие распространяют заболевания.

8. Свиньи, кошки, собаки и пр. являются хозяевами или переносчиками червей-паразитов. Вывод: млекопитающие наносят вред хозяйству человека, нападая на домашний скот.

9. Песцы, лисы, норки, нутрии, соболя имеют ценный легкий мех.

Вывод: от млекопитающих мы получаем ценный мех.

10. Из кожи рогатого скота, свиней и лошадей шьют одежду, обувь, сумки и пр. Вывод: от млекопитающих мы получаем кожу.

11. Крупный рогатый скот, свиньи, кролики и пр. выращиваются на производство мяса. Вывод: от млекопитающих мы получаем мясо.

12. Китов, тюленей, моржей, а также свиней используют для производства жира. Вывод: от млекопитающих мы получаем жир.

13. Коров, буйволов, коз, кобылиц держат для производства молока

Вывод: от млекопитающих мы получаем молоко и молочные продукты.

14. Рога носорога, кости тигра, рога оленя изюбря добываются для производства очень ценных лекарств. Вывод: от млекопитающих мы получаем лекарства.

15. Косули, ежи, белки, кролики и др. специально разводятся и выпускаются в парках. Вывод: от млекопитающих мы получаем эстетическое наслаждение.

16. Крысы, собаки, обезьяны изучаются в медицинских лабораториях для опытов с лекарствами. Вывод: млекопитающие – объект медицинских исследований.

17. Скрещивая домашних животных с дикими мы получаем новые породы с ценными качествами. Вывод: звери – объект селекции.

18. Собак тренируют для охраны, охоты, поисков и пр. Вывод: млекопитающие – наши помощники.

19. Быки, лошади, буйволы, северные олени, слоны тренируются для переноски тяжестей и работы в сельском хозяйстве. Вывод: млекопитающие – наши помощники в сельском хозяйстве.

6. Итоги урока

- Что мы узнали о млекопитающих?

Млекопитающие, или звери составляют наиболее высокоорга-низованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. В процессе эволюции у млекопитающих возникли многие признаки и свойства, которые позволили зверям занять их современное место.

7. Рефлексия:

- Выразите свое отношение к животным (1 строка – одно существи-тельное – тема обсуждения. 2 строка – два прилагательных по теме обсуждения. 3 строка – три глагола по теме).

8. Дом. задание: пар. 48.

Задания инд. :

1. Особенности внешнего строения зверей.

2. Особенности окраски: покровительственная, расчленяющая. Примеры.

3. Особенности скелета Зверей. Отличие их скелета от скелета Рептилий.

4. Самые крупные и мощные мышцы зверей.

5. Приспособления зверей к обитанию на открытых пространствах, их приспособления для защиты от хищников.

6. Зачем животным рога.

Публикации по теме:

Гербарий — домашнее задание на лето по биологии (фотоотчет)Гербарий — домашнее задание на лето по биологии (фотоотчет) Каждый школьник изучающий биологию получает задание по созданию тематического гербария в рамках образовательной программы. Вот и моя внучка,.

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Мастер-класс по созданию с детьми 5–6 лет «Книжки-малышки «Лесные звери»Мастер-класс по созданию с детьми 5–6 лет «Книжки-малышки «Лесные звери» Каждая тематическая неделя заканчивается, каким либо итоговым мероприятием, на этот раз мы с ребятами закрепили новые знания о жизни диких.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка урока по биологии 7 класс «Класс: Звери»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 09:50
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка урока по биологии 7 класс «Класс: Звери»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Карева (УИ 2134651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД