Елена Чухляева
Разработка урока «Петербург в романе Ф. М. Достоевского и в русской истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - ознакомиться с реформаторской деятельностью Петра I;
- совершенствовать умения анализировать текст;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
- побуждать интерес к истории родного города.
Оборудование:
1. Портрет Ф. М. Достоевского.
2. Портрет Петра Первого
3. Раздаточный материал.
4. Иллюстрации с видами Петербурга.
5. Иллюстрации с изображениями сцен уличной жизни, описанных в романе; интерьеров; дворов-колодцев.
Публикация «Разработка урока „Петербург в романе Ф, М, Достоевского и в русской истории“» размещена в разделах
- Достоевский Ф.
- История. Уроки истории
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
6. Презентация о Петербурге, презентация о реформаторской деятельности Петра I.
Ход урока
I. Организационный момент
- Учитель организует группу к уроку, распределяет на микрогруппы, проверяет наличие тетрадей, объявляет тему и цель урока.
Учитель литературы.
* Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, в путешествие по старому городу Петербургу, основанному, как вы знаете, великим царем Петром I. В период нашего путешествия необходима работа в микрогруппах, на которые мы с вами и поделились в самом начале урока.
- А сейчас обратите внимание на утверждение, которое записано на доске:
Чисто не в том городе (месте, душе, где хорошо убирают,
а там, где не сорят.
- Согласны ли вы с таким утверждением? (Выслушать ответы учащихся)
- Мы вернемся в конце урока к данному утверждению, а сейчас отправимся в наше путешествие.
II. Работа по объяснению нового материала
Учитель литературы.
* Перенесемся мысленно в старый Петербург, где и происходит действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…
О мощный властелин судьбы,
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- Так сказал русский поэт А. С. Пушкин о деятельности Петра I.
Обратимся в историю.
Учитель истории.
* Перенесемся в Петербург Петровской эпохи.
Одновременно идет показ слайдов – последний «Медный всадник».
Анализ и записи в тетради.
Учитель литературы.
* Итак, мы продолжаем говорить о Петербурге.
Век 21-ый, 20-ый, 19-ый. Последний – это период, когда Достоевский создавал свой роман «Преступление и наказание». Перенесемся мысленно в 60-ые годы. Петербург – столица, великий северный город необычайной красоты.
Показ слайдов о Петербурге (1-5).
- Но в романе это город контрастов, не правда ли?
Показ слайдов (6-10).
- На фоне великолепных дворцов и площадей мы видим город «углов и чердаков».
- Отдыхает ли душой главный герой романа Родион Раскольников? (Нет).
- Может ли город являться соучастником преступления главного героя? (Возможно).
* Проанализируем отдельные сцены в романе.
Анализ сцен в романе
1) Пейзажи
1. Лестница в доме старухи-процентщицы (стр. 7-8)
2. Контора следователя (стр. 77)
3. Двор (стр. 88)
2) Сцены уличной жизни
1. Пьяная девочка (стр. 40-41)
2. Сцена на Никольском мосту (стр. 92)
3) Интерьеры «углов»
1. Комната Раскольникова (стр. 5)
2. Пивная (стр. 11)
3. Комната Мармеладова (стр. 22)
* Учащиеся анализируют сцены по микрогруппам, на которые они были разбиты в начале урока. Прослушиваем их ответы и делаем вывод. Общий вывод записываем в тетрадь.
Вывод:
Все вместе – пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» - создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Мы видим, что душа героя страдает, он не выносит такой обстановки, значит, город толкает его на преступление, значит, Петербург – соучастник преступления Раскольникова. Человек задыхактся в Петербурге Ф. М. Достоевского. Петербург – город контраста.
III. Связь с современностью. Мой город.
Учитель литературы.
* Мы подошли к концу нашего путешествия. Посмотрите, а вы узнаете этот город?
Показ слайдов о городе Брянске.
Учитель истории.
* Возвращаемся к утверждению, записанному на доске. Мы говорили о нем в начале нашего путешествия.
- Помогло ли сегодняшнее обсуждение Петербурга увидеть нам наш город, нашу родину, отдыхает ли душа человека в нашем городе? (Выслушать ответы учащихся).
- А что бы вы сделали, чтобы наш город сделать красивее, чтобы не страдало наше душевное состояние, а сохранялось наше душевное равновесие?
(Выслушать ответы учащихся).
Учитель литературы.
* На эту тему вы поразмышляете дома письменно.
IV. Д/з. 1. По литературе. Написать сочинение-миниатюру «Что необходимо сделала, чтобы мой город стал лучше?» 2. По истории. Выучить реформаторскую деятельность Петра I.
Подвести итоги деятельности учащихся, поставить оценки за работу на уроке.