Терпячая Ирина Петровна
Разработка урока математики в 4 классе «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Закрепление»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок математики в 4 классе УМК «Школа России»,
авт. М. И. Моро, М. А. Бантова
Тема урока : «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел». Закрепление.
Цели урока :
– актуализировать ранее полученные знания о многозначных числах и действиях с ними, применять эти знания в разных ситуациях;
– формировать прочные вычислительные навыки сложения и вычитания с многозначными числами,
Публикация «Разработка урока математики в 4 классе „Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел, Закрепление“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– продолжать работу над нумерацией многозначных чисел;
– развивать математическую речь, логическое мышление, развивать умение взаимодействовать при работе в паре;
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– строить речевое высказывание в устной и письменной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные:
– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера;
Регулятивные:
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия;
Личностные:
– умение формировать собственное мнение и позицию, оценивать свою деятельность, развивать межличностные отношения.
Оборудование:
учебник М. И Моро и др. «Математика. 4 класс»
Таблицы с письменным алгоритмом сложения и вычитания многозначных чисел, конверты с карточками для индивидуальной работы, карточки с цифрами 6, 0, 3, 1, 8; картины осеннего пейзажа, кленовое дерево, листья клена, тема урока, карточки, переносные доски, муз. фонограммы, презентация «Осенние картины».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
По местам скорей садитесь,
Новых знаний наберитесь.
(урок –прогулка по осенним тропинкам) –КАРТИНЫ ОСЕННЕГО ПЕЙЗАЖА-
На доске – осеннее дерево клен, по классу развешаны листья, на партах лист клена для самооценки работы на уроке. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА _ФОН) + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Учитель читает отрывок из стихотворения Алексея Константиновича. Толстого
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
-Поэт был очень наблюдательным и внимательным человеком, а эти два качества понадобятся и вам сегодня.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение разрядного состава многозначных чисел.
Минутка чистописания:
- Чтобы открыть новое знание, нам потребуется внимание. В нашем классе спрятались цифры.
Ваша задача – внимательно посмотреть вокруг и найти 5 цифр, которые спрятались. Те цифры, которые нашли, запишите в тетрадь. Кто найдет
все 5 цифр – поднимите руку.
Проверяем: 6 0 3 1 8
Устный счет:
-Как называется это число, из каких цифр оно состоит?
-Какое это число?
- Используя данные цифры, запишите наибольшее число. (86310)
- А теперь, из данных цифр составьте наименьшее число. (10368)
- Сколько единиц каждого разряда в данных числах?
- Сколько единиц I и II класса в данных числах?
- Подчеркните, сколько всего десятков в этих числах.
- Чертой вверху покажите, сколько всего сотен в этих числах.
Игра «Собери всю сумму»
(сосчитай сумму всех цифр в первом числе – девочки, а во втором числе – мальчики;
-каков вывод и почему)
III.Сообщение темы и цели урока. (Проблемный вопрос- открытие)
1. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проанализируйте нашу недавнюю работу и подумайте как будет называться наш урок?
-проверьте тема урока записана на осенних листах, прилетевших из парка.
( у некоторых учеников на листьях слова:
ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЁМЫ + И - МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Тема урока вывешивается на доске)
-Как вы думаете, а что мы будем на уроке делать?
2. Повторение алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел.
(алгоритм у всех на партах)
а) - Вспомним, как складываются и вычитаются трехзначные числа. Найдите значения выражений письменным способом. Что это значит?
438 + 257 941 – 386
(Два ученика – «учителя» комментируют у доски на переносных досках, одновременно передвигаясь по классу и показывая записи ученикам).
б) Индивидуальная работа по уровням.
На партах у вас лежат конверты с карточками:
№ 1—легкая, № 2 – не очень трудная, № 3 –трудная.
123.456+24.121 203.457 – 103.241 50.000 – 25.555
Выберите любую карточку по своим возможностям.
Проведите вычисления и проверьте ответы на доске.
Если все правильно решено, то на кленовом оценочном листе поставьте +.
3. Повторение разрядного состава многозначных чисел.
-Прокомментируй название разрядов в числах- ответах.
Физ. минутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
IV. Открытие нового знания.
- Кто сможет найти сумму этих чисел?
10 368
86 310
(Один ученик комментирует у доски.)
- Что изменилось в алгоритме сложения многозначных чисел, по сравнению с трехзначными числами? (добавился 2 класс)
- Кто сможет найти, на сколько одно число больше другого?
86 310
10 368
(Один человек комментирует у доски.)
- Что изменилось в алгоритме вычитания многозначных чисел по сравнению с трехзначными числами?
-(Появились разряды 2 класса)
Алгоритм
Пишу:
+ 597551 - 601795
4244 4244
Единицы под единицами,
Десятки под десятками,
Сотни под сотнями и т. д.
Складываю (вычитаю) единицы:
Складываю (вычитаю) десятки:
Складываю (вычитаю) сотни и т. д.
-Как проверить +, -?
Физкультминутка.
Под музыку – муз. пауза –
«Осень, осень, раз, два, три.»
IV. Первичное закрепление.
Учебник №319, решение примеров в столбик – мальчики и девочки, проверка –на переносных досках.
V. Решение задач
. (учебник № 320).
Привезли -? кг.
Продали – 176кг.
Осталось -? кг., на 145 кг.
- Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нам надо узнать сначала?
- Запишем вопрос и решение.
- А теперь мы сможем ответить на вопрос задачи?
- Запишем вопрос и решение.
- Запишем решение задачи выражением.
1)176 – 145=31 (кг) осталось
2)176+31 =207 (кг) привезли.
Ответ: 207 кг.
Устно:
• Задачки от Матроскина и Шарика:
•
Дети, у кота Матроскина есть очень хорошая черта характера – бережливость, умение экономить. Он приготовил для вас задачи, чтобы проверить умеете ли вы быть бережливыми.
Задача 1. Ученик взял в столовой кусочек хлеба массой 100 граммов и половину его не доел. Сколько хлеба пойдет в отходы, если в классе 20 учеников и каждый из них не доест свой кусочек?
Решение (на доске).
1.
100 : 2 = 50 (г) – не доел один ученик.
2.
50 * 20 = 1000 (г) – не съели 20 учеников.
1000 г = 1 кг.
Отсюда вывод: если берешь в столовой хлеб, надо доедать его до конца.
Задача 2. За сутки из неисправного крана вытекает 60 литров чистой воды. Сколько воды утекает за сутки, если в доме неисправны 100 кранов?
Решение (на доске)
60 * 100 = 6000 литров воды утечет за сутки из 100 кранов.
Вывод: если неисправен кран, немедленно устранить неисправность.
*У кота Матроскина на ферме живут коровы, теленок и бычок. О двух его любимых коровах мы сейчас решим задачу.
Задача 3. Корова Ночка за месяц дает 175 литров молока. Это на 25 литров меньше, чем дает корова Рыжуха. Сколько литров молока дают за месяц обе эти коровы?
(Самостоятельное решение в тетради)
175 + (175 + 25) = 375 литров.
Вывод: Коровы хорошего удоя, а детям полезно пить молоко.
Задача 4. От учителя.
Осенью с каждого взрослого дерева облетает примерно 7 кг сухих листьев. Сколько кг будет весить мешок, если в нем листья от 10 деревьев?
-А зачем убирать нужно листья?
-Как можно использовать опавшую листву и для чего7
-Можно ли сосчитать листья одного дерева?
-Какое получится число? (многозначное)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
Дети: Решали числовые выражения.
Вопрос: Какие числа получили?
Дети: многозначные.
Вопрос: Назовите самое большое из них число, которое получилось сегодня на уроке? -777.579-
Вопрос: Назовите самое маленькое из них число, которое получилось сегодня на уроке? -50- (207)-
-Как выполняется письменное сложение и вычитание многозначных чисел? (строго по алгоритму)
-Какое задание было интересным?
-Какое задание было сложным?
-Покажите на кленовых листьях, какую оценку поставили себе за урок.
А теперь отметьте на полях тетради карандашом (от 1 до 10, насколько вам был понятен и интересен материал сегодняшнего урока.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА_ФОН,+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Водит природа чудесною кистью,
Осень рисует прекрасный узор,
Красные листья и жёлтые листья
Создали вместе красивый ковёр.
VII. Домашнее задание: с. 65 № 323, №324.
-нужно вспомнить величины измерения длины (самые маленькие) и
единицы измерения времени,
А так же решить числовые выражения по действиям.
Самым любознательным предлагается решить ребус на с. 65 и головоломку.
Литература, использованная при подготовке к уроку :
1. Беденко М. В. «Самостоятельные и контрольные работы по математике».
2. Журнал «Начальная школа» № 6-2010 год
3. Моро М. И. «учебник по математике для 4 класса.
4. Серия «Наглядные пособия» Демонстрационные таблицы.
5. Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г. С. Ковалевой.
6. https://nekrschool.edu.yar.ru/news.html
7. https://famous2.ru/wp-content/files/image/aHR0cDovL2RhYWQtcm9zdG93LnJ1L2ZvbGRlci9zaGFibG9uaS9rb25zcGVrdC11cm9rYS1tYXRlbWF0aWtpLTMta2xhc3MtbmEtdGVtdS11bW5vZ2VuaWUtc3VtbWktbmEtY2hpc2xvLmh0bWw=