Екатерина Никитина
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей
▼ Скачать
К пятому году жизни человек осваивает основные движения, умеет координировать свои действия, и открыт к дальнейшему развитию своих физических навыков. К этому времени значительно меняются и физические показатели тела: рост удваивается, вес тела увеличивается в три раза, увеличивается окружность грудной клетки, значительно вырастает мышечная масса, меняются пропорции тела, начинают вытягиваться конечности.
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста :
формирование осанки и свода стопы;
развитие конечностей (увеличивается не только их сила, но и выносливость);
Публикация «Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей» размещена в разделах
меняется центр тяжести тела из-за роста ног;
активное развитие лобных долей мозга приводит к тому, что ре-бенок уже легко запоминает цепочку событий;
тело становится более устойчивым;
вырастает потребность в движении.
Планирование физического развития детей в старшей группе должно быть построено с учетом этих особенностей. Улучшение двигательных навыков в этом возрасте имеет огромное значение и не только формирует здоровье, но и служит стимулом для интеллектуального и психического развития гармоничной личности.
Цель физкультминутки – активно изменить деятельность детей, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Основные задачи физкультминутки :
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных опе-раций.
Участники – дети старшей группы.
1. Тема недели : «Детский сад».
Физкультминутка : «Детский сад для всех ребят».
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (Хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (Руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (Руки сложить "замком" перед собой)
2. Тема недели : «Осень».
Физкультминутка : «Дождевая тучка».
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (Потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над голо-вой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опу-стить. Присесть).
3. Тема недели : «Домашние животные».
Физкультминутка : «Антипка кот»
Кот Антипка жил у нас (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево - вправо)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево – вправо)
В пять по коврику катался. (Повороты влево - вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте)
4. Тема недели : «Зимушка хрустальная»
Физкультминутка : «Снежная баба»
Мы бабу снежную лепили, (изображают в воздухе последовательно три круга.)
Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали, (имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали (изображают руками в воздухе макси-мально большой круг.)
И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело. (Приседают.)
А третьим – голова была (показывают на голову.)
И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой, (на уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.)
Прорисовали ротик ловко, (трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас. (Поворачивают голову в сторону, пря-мо.)
На голову ведро надели, (делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером. (Поднимают одну руку вверх расставляют паль-цы.)
Метлу воткнули для порядка (делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором! (скрещивают пальцы рук в замок.)
5. Тема недели : «Весна – красна»
Физкультминутка : «Весна пришла!»
Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой (ходьба. Приподнять повыше подбородок).
Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны).
Он весь пушистый, серебристый (приседания).
На солнце маленький стоит. (Прыжки).
Посланец он весны надежный, (наклоны туловища).
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, (повороты влево - вправо).
Он первенец среди цветов.
Литература
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие – М. : Айрис-пресс, 2007.
2. Левина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки. Вып. 1 – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и раз-вития ребенка. – М. : Академия, 2008 г.
5. https://onlymama.ru