Шнюкова Екатерина
Конспект родительского собрания «Чтение — вот лучшее учение»
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«Чтение – вот лучшее учение»»
Учитель – логопед Шнюкова
Екатерина Алексеевна
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»
Актуальность проблемы:
Публикация «Конспект родительского собрания „Чтение — вот лучшее учение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
• Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.
• Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.
• Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку.
• Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Объект деятельности:
Совместная работа учителя – логопеда, школьного библиотекаря, педиатра по вовлечению родителей к решению проблемы детского чтения.
Предмет деятельности:
Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.
Ожидаемые результаты:
• Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.
• Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.
• Рост читательской активности детей.
«ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»
Выступление учителя – логопеда (классного руководителя)
Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.
Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.
Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с девятого века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян.
К древним видам устного народного творчества относятся заговоры матерей. Наряду с колыбельными песнями, они несли воспитательно – познавательный потенциал. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах, где рассказывалось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на ребенка, вырабатывало привычку к чтению и способность переживать.
Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины восемнадцатого века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина – мать. Именно она поняла роль семейного чтения в жизни ребенка и воспитании маленького гражданина.
Век девятнадцатый стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейного чтения.
Прошло время, жизнь изменилась. Население планеты в двадцать первом веке стало меньше читать, появилось такое явление, как функциональная неграмотность. Социологические исследования читательских интересов дают потрясающие цифры: всего 0,7 % населения планеты читают книги! Это всего около сорока миллионов человек или население трех – четырех крупных городов.
Исследование Центра социологии образования показало, что нынешние тинейджеры читают вчетверо меньше, нежели их ровесники в 70- е годы. 42% девятиклассников, опрошенных «Левада - центром», признаются, что «берут в руки книги лишь потому, что этого требуют учителя и родители», каждый пятый заявляет, что «ненавидит читать», а каждый десятый – что «чтение сейчас никому не нужно».
Ученые предполагают, что причины лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. Усилия педагогов, родителей, библиотекарей должны быть направлены на возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать успешную почву для развития личности ребенка.
Чтение начинается с семьи. Семейное чтение – это не просто и не только чтение вслух, это особая атмосфера доверия, сопереживания. Чтение должно стать для малыша неким ритуалом. Поэтому прежде всего необходимо создать условия, которые бы отличались от шумных игр. Перед тем как начинать читать книгу, выключите компьютер, телевизор, радио, усадите ребенка ядом с собой. Важно, чтобы ребенок видел лицо говорящего, его мимику.
Ребенку любого возраста можно читать перед сном. Для этого выбирайте колыбельные, стихи с размеренным ритмом, сказки.
Читая ребенку стихи, сказки и рассказы, вы развиваете у него память, внимание, пополняете словарный запас, что является необходимым условием для развития речи.
Желательны совместные чтения не только в дошкольном возрасте, фрагменты произведений родители могут читать вслух даже старшему школьнику.
Продолжайте читать ребенку вслух и тогда, когда он начинает читать сам. На начальном этапе освоения навыка чтения ребенку еще очень трудно читать самому, ему доступны лишь небольшие по объему тексты. В 6 – 7 лет ему интересны более сложные и большие по объему тексты, однако читать их самому еще очень сложно. Именно для того, чтобы закрепить интерес к чтению, важно продолжать читать ребенку вслух. Можно читать вместе с ребенком: одну страничку пусть прочитает он сам, а другую – Вы. Можно прервать чтение на самом интересном месте и предложить ребенку самому дочитать книгу.
Чтение может вызвать у ребенка неприязнь. Исследователи проблем детского чтения называют ряд причин. Важнейшая из них – отсутствие поддержки интереса ребенка к чтению в семье. Порой ребенку не читают вслух или читают очень много, пытаясь все сделать за ребенка. Родители не учитывают, что ребенку чтение дается с трудом, принуждают его читать самостоятельно без всякой поддержки.
В том случае, если ребенок не желает читать, взрослый должен поступить очень мудро. Книга должна вызывать у ребенка прежде всего положительные эмоции. Если Ваш ребенок увлечен чем - либо, заведите с ним разговор об его увлечении, дайте ему почитать что – либо интересное.
Родителям нельзя забывать и о том, что ребенок берет с них пример.
Очень важно, чтобы он видел маму и папу, бабушку и дедушку с книгой в руках, слышал, как они обсуждают прочитанное. Личный пример – прекрасное средство для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой, чтением.
Во многом определяет отношение школьника к книге круг его чтения и содержание домашней библиотеки. В семье, имеющей хорошую домашнюю библиотек, у детей активнее формируется привычка к чтению, но и укрепляются взаимоотношения с родителями.
Выступление школьного библиотекаря: «Как создать домашнюю библиотеку»
• Домашние библиотеки возникают и формируются по – разному. Есть несколько типов домашних библиотек:
• Рабочая библиотека, носит вспомогательный справочный характер;
• Специальная библиотека, посвященная одной или нескольким темам или проблем;
• Универсальная библиотека, носит общекультурный, общеобразовательный характер;
• Библиографическая библиотека, содержит редкости и раритеты.
Чаще всего книжные собрания сочетают признаки разных типов. Каждый подбирает книги по своему вкусу. Не стоит только увлекаться стремлением собрать как можно больше томов. В домашней библиотеке должно быть как можно меньше книг, которые после прочтения больше не снимаются с полки.
Хорошая библиотека – это продуманное собрание книг, в котором случайные книги появляются редко и обычно не задерживаются.
Чтобы приступить к созданию домашней библиотеки, важно продумать ее состав, отделы. Она должна быть разнообразной и отражать характер своего владельца.
В Вашей домашней библиотеке необходимы справочные издания: словари, справочники, энциклопедии. Для этих книг нужно отвести специальную полку, чтобы они всегда были под рукой. В отдел справочной литературы вы можете включить универсальные энциклопедии, словари русского языка, иностранных слов, мифологический словарь, атлас мира.
Следующий отдел домашней библиотеки может содержать научно –популярные и научно – познавательные книги. С помощью этих книг Вы приобщитесь к новейшим достижениям науки и техники.
«Нет смысла заполнять домашние полки, если книга будет прочитана один раз. Надо подумать: покупать ли книгу, рассчитанную на младшего школьника, или сразу приобрести серьезное, иногда многотомное, научно – популярное издание, которым будут пользоваться в семье многие годы. Такое, например, как «Жизнь животных», или «Жизнь растений». Не надо волноваться, что книга покупается не по возрасту. В отношении научно – популярной литературы, в полной мере оправдывает себя принцип опережающего школьную программу развития. Ребенок, перелистывая толстый том, с огромным количеством иллюстраций, всегда найдет в нем что то интересное для себя. Он будет обращаться к такой книге регулярно, из года в год, обнаруживая новые «порции информации» и пополняя свои знания», - считает Эдуард Робертович Сукиасян, кандидат педагогических наук.
Ведущим в домашней библиотеке у большинства собирателей является, конечно, отдел художественной литературы.
В этот отдел можно включить произведения классиков, современных прозаиков и поэтов. Не следует увлекаться приобретением полных собраний сочинений какого – либо автора, так как зачастую многие тома остаются невостребованными. Книголюбу уместно иметь «Избранные произведения», издания отдельных, особенно близких и любимых произведений.
Если в вашей библиотеке книг еще не много их удобнее расставить по алфавиту. Прозу необходимо отделить от поэзии, справочную литературу поставить отдельно. Можно располагать книги по трем разделам: справочная, художественная, научно – популярная.
В домашней библиотеке могут собираться периодические издания, диафильмы, видеофильмы, звукозаписи. Последние годы стали накапливаться электронные издания на оптических дисках, CD и DVD.
Специалисты считают, что если в домашней библиотеке, более тысячи книг, для детей и взрослых, необходим каталог. Можно записывать все книги в специальную книгу или тетрадь, а на каждую букву алфавита отвести ряд страниц с несколькими графами: автор, название и подзаголовочные данные, год издания, число страниц.
Выступление школьного педиатра: Бесценный дар - зрение.
Не ругайте ребенка за нежелание читать: возможно, он не ленится, а просто плохо видит.
По данным офтальмологов, сегодня 90% учеников начальных классов страдают близорукостью. Учебная же деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15 – 20 минут, для учащихся среднего звена 20 -30 минут, для старших школьников 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.
Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.
Для детей 6 – 9 лет можно предложить следующие упражнения, давайте проделаем их все вместе:
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз;
• Крепко зажмурить глаза (считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4 -5 раз;
• Вытянуть вперед правую руку. Следить глазами, не поворачивая голова, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз;
• Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 -4, потом перенести взор вдаль на счет 1 -6. Повторить 4 -5 раз;
• Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 -5 раз.
Важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеурочных нагрузок детей в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более одного часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 -5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизор стоит в очках.
Спасибо за внимание.
Выступление логопеда (классного руководителя)
А сейчас я хочу дать Вам несколько советов, как привить ребенку любовь к чтению.
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
А сейчас, я предлагаю Вам рассмотреть пару известных всем ситуаций, которые могут сложиться в любой современной семье.
СИТУАЦИЯ 1
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Но если все - таки время идет, а ребенок, так и не научился читать бегло и внятно, можно попробовать следующие упражнения:
• “Буксир” Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость то быстрее, то медленнее, а ребёнок читает “про себя”, стараясь не отстать от взрослого. Внезапная остановка взрослого позволяет проверить внимание и соблюдение режима скорости чтения.
• “Бросок-засечка”. Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать вслух по команде “Бросок”. По команде “Засечка” ребёнок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. По команде “Бросок” он должен отыскать глазами то место, где остановился и продолжать чтение вслух. Руки при этом должны быть на коленях. Цель этого упражнения – развитие зрительного умения ориентироваться в книге.
• Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной доступной скорости.
• Дети очень любят соревноваться. В этом случае подходит упражнение “Спринт”. Читают вслух одновременно не менее 3 человек. Читают один и тот же отрывок по команде “Спринт”. Читают кто быстрее, и правильно выговаривая окончания слов. При этом дети учатся вниманию и сосредоточенности. Ребёнку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение надо развивать.
СИТУАЦИЯ 2
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя.» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
После высказываний родителей о данной ситуации важно упомянуть о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании вместе с педиатром.
А сейчас, я хочу немного поиграть с Вами. Старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования Игорь Георгиевич Сухин предлагает стимулировать интерес к книге с помощью кроссвордов, игр, тематических головоломок
Сочиняем рассказ или сказку.
Открываем любой журнал на любой странице и, не глядя, попадаем пальцем в любое слово. Первый рассказчик читает слово и должен придумать фразу, в которой будет эта фраза.
Следующий игрок проделывает все тоже самое, но придуманная им фраза должна продолжить рассказ. И так, пока все игроки придумывают по фразе, складывается интересная история.
Литературный аукцион.
Ведущий называет фамилию какого – нибудь известного писателя, а играющие по очереди называют произведения, написанные им.
Может быть и другое условие аукциона, например, назвать какую – нибудь начальную букву и предложить играющим назвать как можно больше литературных произведений, фамилий писателей, имен героев.
Писатель или не писатель?
Ведущий называет одну за другой фамилии писателей и всякий раз поднимает вверх руку. Играющие должны поднять руки вслед за ним.
Неожиданно ведущий вставляет в свой перечень фамилии других известных деятелей, которые не являются писателями и добавляет слово «писатель».Те из играющих, кто ошибочно поднял руку, выбывают из игры.
Хоровод героев.
Участники игры по очереди перечисляют героев прочитанного произведения.
Узнай героя.
Участникам игры предлагается по описанию отгадать героев произведения.
Найди пару.
На карточках написаны имена героев из разных рассказов и сказок. Героев из одного произведения нужно объединить в пары.
Путаница.
Из рассказов, сказок и ли стихов одного автора составляется новый текст. Дети должны распутать его, т. Е. разобраться, из каких произведений какие строчки взяты.
Итоги собрания.
1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:
• Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
• В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
• Выписать детские журналы и приучить детей их читать.
• Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
• Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.
Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!