Олеся Ростяженко
Разработка «Мы будующие олимпийцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Актуальность темы
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность.
В настоящее время в России ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает на 6,7 %. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни,
Публикация «Разработка „Мы будующие олимпийцы“» размещена в разделах
о спорте и олимпийском движении.
Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно - образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.
Первый этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Проблема:
Недостаточное представление о спорте, важности его для здоровья и развития.
Недостаточная информированность детей об олимпийских играх и их возникновении.
Цель проекта: Формирование социальной и личностной мотивации детей 6 -7 лет на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.
3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
5. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
для педагогов
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
Для родителей:
1. Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности
2. Рассказать о важности спорта в жизни ребенка и взрослого
Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет и их родители.
Гипотеза проекта:
Мы убеждены, что формирование представлений об олимпиаде может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки данного проекта об олимпийском образовании дошкольников, которая опирается в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Спортивные дети всегда проявляют личностные и интегративные качества: активность, успешность, самостоятельность, коммуникативность, они просто талантливые личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников. Оно играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребёнка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять нашу Россию на Олимпийских играх.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности
1. Экспериментальная деятельность
Познавательные эксперименты (на познавательных занятиях)
Физические соревнования
«Олимпиада и где она возникла?»
«Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»
«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Каковы мои физические возможности?
2. Сбор и систематизация информации
1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом.
2. Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».
3. Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.
4. Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале).
5. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».
6. Фоторепортажи с соревнований.
3. Физкультурная деятельность детей
1. Физкультурные занятия;
2. Прогулки;
3. Подвижные игры;
4. Утренняя и бодрящая гимнастики;
5. Спортивные досуги, праздники;
6. День здоровья;
7. Спортивные упражнения;
8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования.
4. Творческая деятельность детей
1. Придумывание рассказов о спорте и спортсменах.
2. Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество».
5. Мир музыки
Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» и т. д.
В ходе проекта детям было рассказано об Олимпиаде, о ее возникновении и о том, как важно заниматься спортом, чтобы добиться таких достижений в спорте.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Инициатор проведения Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен искренне думал, что олимпийский огонь сможет зажечь в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования». «В современном мире, — говорил он, — имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии».
Многочисленные историко-литературные источники свидетельствуют, что физическая культура всегда являлась у греков символом и принадлежностью спокойного процветания, о чем лучше всего свидетельствует мирный характер игр.
В Древней Греции всякий равноправный гражданин должен был заниматься спортом, если он рассчитывал играть какую-либо роль в своем государстве. Эти занятия делали эллинов выше (по крайней мере, в собственных глазах) чужеземцев, то есть «варваров», которые по своей некультурности не были знакомы с физическими упражнениями.
Нельзя забывать и об эстетических требованиях. Греки стремились создать красивые формы и в искусстве, и в жизни. Изображая прекрасных людей, греческие скульпторы приучали эллинов ценить красоту человеческого тела.
Олимпийские игры в Греции проводились раз в четыре года. Когда игры назначались, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог ни с кем воевать, никто не смел напасть на путника, идущего в Олимпию, и никто не имел права войти туда с оружием.
Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Долгий путь предстоит огню. Много раз переходит он из одних рук в другие, много стран пересекает он, не угасая, на кораблях, в поездах, самолетах, прежде чем достигает стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхивает огонь над праздничным стадионом, впереди всех в торжественном строю идут по традиции спортсмены Греции.
Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
После беседы с детьми о главном спортивном празднике, дети с удовольствием рассматривали картинки и фотографии с изображением разных видов спорта и оформляли их в альбом.
Здоровьем и спортом нужно заниматься с детства и стремится к результатам. После занятий предлагалось детям послушать, что им говорит их собственное тело. После физических нагрузок сердце стучит чаще, мышцы болят.
Одной из форм физического воспитания является закаливание. Оно является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма, влияет на деятельность всех без исключения систем. Закаливание подразумевает использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышение устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Нередки случаи, когда используют одну процедуру, например, обтирание туловища холодной водой, и надеются таким образом закалиться. Увы! В этом случае вообще не может быть никакого эффекта. И вот почему. Закаленность формируется только при достаточной длительности и интенсивности Холодовых воздействий.
Важным условием достижения высокой степени закаленности являются и систематические занятия физическими упражнениями.
Главное с чего начинается физическое воспитание будущих олимпийцев, это конечно утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в дошкольном учреждении. Проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов. С утренней гимнастики начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на взаимообщение с детьми и с взрослыми.
Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
В детском саду есть зал, занятия по физкультуре проводятся в нем. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы, прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.
А улица? А улица просто необходима.
Cовременные дети все меньше времени проводят на свежем воздухе. А занятие на улице – уже часть прогулки. Во время занятия на улице детский организм активнее насыщается кислородом, что способствует лучшей работе мозга, хорошо тренируется выносливость и укрепляются дыхательная и сердечнососудистая системы.
В нашем детском саду стало хорошей традицией проведение праздников здоровья, развлечений, спартакиад. Это учит детей нести ответственность за свои поступки, поддерживать друг друга в минуты удач и поражений. Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый сильный и ловкий, но и потому, что вместе с ним были другие, которые в этот раз проиграли. А те, в свою очередь, знают, что тот, кто умеет проигрывать, обязательно когда-нибудь победит. Но самое главное, что все участники получают большую радость, эмоциональный заряд, они с удовольствием демонстрируют свои физические качества, стараются не отставать от сверстников, ведут серьезную борьбу. Незабываемые, яркие впечатления дают детям возможность почувствовать себя участниками всемирного олимпийского движения, и, как знать, может быть, в детской олимпиаде выступают завтрашние чемпионы.
С целью формирования у детей основных сведений об Олимпийских играх в нашем детском саду проходила тематическая – познавательная деятельность. После бесед, рассматривания альбомов и документальных фильмов об Олимпиаде. Было предложено оформить Олимпийскую стену в группе с помощью детского творчества. К чему дети подошли с особой ответственностью.
Cпорт – отличное средство коммуникации между родителями и их детьми. Часто родители принимают решение посещать тренировки и соревнования, в которых участвует их ребенок. Многие родители принимают активное участие в спортивной жизни ребенка и любят тренировать детей, делясь собственным спортивным опытом.
Чтобы стать олимпийским чемпионом необходимо пройти много пути в жизни. Необходимо внести вклад в ребенка не только родителям, но и педагогам и тренерам. И главное желание самого маленького чада. Если активно заниматься спортом это приведет к таким результатам….
Третий этап.
В ходе проведенной работе среди родителей было проведено анкетирование, чтобы узнать отношение их к спорту.
«Физическая культура и оздоровление»
1. Какие из всех видов детской физической деятельности являются более важными?
2. Значимость основных движений?
3. Способствуют ли занятия физической культурой развитию основных движений и эмоциональной сферы детей?
4. Являются ли подвижные игры средством формирования основных движений детей?
5. Необходимо ли развивать эмоциональную отзывчивость детей в физической деятельности?
6. В чём заключается освоение основными движениями в физической культуре?
7. Целесообразно ли привлекать родителей к работе по формированию основных движений детей?
Результат опроса показал, что родителей интересует физическое развитие их детей, они объясняют им о важности в жизни спорта и физических упражнениях. Они активно участвуют в развитии детей, каждый хочет увидеть своего ребенка здоровым и успешным.
Результаты проекта
Для детей:
Были сформированы знания детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны.
Освоены детьми главные правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания.
Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
Способствовали формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.
Прививали потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям спортсменов на мировых спортивных аренах.
Развивали у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.
Для родителей:
Информированность об истории Олимпийского движения.
Интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Для педагогов:
Сформировано осознанное отношение к своему собственному здоровью;
Были пополнены знания об истории Олимпийского движения;
Заключение
Реализовать проект по олимпийскому образованию в дошкольном возрасте, возможно, стало только при тесном взаимодействии специалистов: воспитатель создает представления, руководитель физического воспитания повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, педагоги совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму как культурному наследию человечества.
Включение олимпийского образования в процесс обучения дошкольного учреждения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Каждый родитель должен осознавать значение физических упражнений и спорта в жизни ребенка. Выбрать подходящий вид спорта, который интересен был и ребенку и родителям, но и не угрожало здоровью подрастающего поколения.