горбачева ольга
Разработка и апробация системы мониторинга развития творческих способностей в детском объединении
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и апробация системы мониторинга развития творческих
способностей в детском объединении «Образцовая драматическая
студия «Зеркало»», МОУДОД ДДТ «У Белого озера», г. Томск.
Горбачева О. В., педагог высшей квалификационной категории
Публикация «Разработка и апробация системы мониторинга развития творческих способностей в детском объединении» размещена в разделах
- Мониторинг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Учение с увлечением, постижение мира творческих отношений и характеров через игру, взаимодействие, которое «поможет заселить своё уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зёрна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои» - об этом писал Амонашвили Ш. А., к этому пытаюсь стремиться и я, работая с детьми. Маленький человек прекрасен и целостен. С ним надо заниматься как с первым в мире художником – сразу всем: как с изобретателем красок и цветописи, первым на земле поэтом и главным создателем импровизационной музыки и танца. Найти подход к ребенку, не навредив ему, не разрушить в нем душу, помочь ему раскрыть в себе красоту - в этом я вижу назначение педагога.
Возможно то, чем мы занимаемся на занятиях театральной студии, кому-то не покажется инновационным, но для нас это качественно новое в образовании, ибо «Инновационным называется такое образование, которое ориентировано на вовлеченность человека в свое образование, на создание им новых образовательных форм, это место личного присутствия человека в своем образовании, становления в нем» (проф. Г. Н. Прозументова).
Авторская программа драматической студии «Зеркало» создана с тем, чтобы обеспечить ребенку и педагогу возможность влиять на содержание и формы образования. Программа рождалась из моих собственных вопросов: Что питает постоянный творческий поиск, неутомимую жажду познания, стремления к совершенству, потребность созидать новое? Как разжечь и поддерживать этот огонь в своих учениках? Как можно развивать творческие качества детей? Моё твё рдое убеждение: обучение и творчество не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества – овладение навыками. Творческое обучение в детском коллективе - путь к профессиональному мастерству.
Программа драматической студии «Зеркало» предполагает две образовательные ступени: I ступень – работа по развивающим программам и II ступень – работа по обучающим программам. В работе по обучающим программам углубленное изучение театральных дисциплин становится средством личностного развития ребенка и его профильной ориентации. Занятия проходят в самых разнообразных формах: тренинги, репетиции, индивидуальные занятия, лекции, занятия в микрогруппах, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности, участие в фестивалях-лабораториях. Работа в студии на 2 ступени строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля, театрализованного представления, шоу, творческого вечера и т. д. В процессе этой работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). В основу совместной деятельности на данной ступени положены принципы работы творческой мастерской. Воспитанники самостоятельно и с помощью педагога выбирают предметные модули, работают по индивидуальным планам. Инновационным в работе студии для меня является то, что мы не обучаем детей театральным дисциплинам, а идем от развития общих творческих способностей (любознательность, оригинальность мышления, юмор, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию и т. д.) к специальным, в том числе актерским (умение видеть, слышать и воспринимать партнера, наблюдательность, эмоциональная и физическая память и т. д.).
В глубине вселенной,- писал в 3 в. н. э. Аристид Квинтилиан,- существует очевидная модель музыки». Как и вселенная, человек был создан не без участия грандиозного сознания Творца. Стало быть, в глубине человеческой личности хранится ядро его соответствия какой-нибудь модели вселенной, мира, музыки, театра, наконец. Иначе говоря, в глубине ребенка-человека таится тип его личности. Оттого, насколько правильно мы отгадаем, продиагностируем этот тип ребенка, будет зависеть успешность большой части нашей работы с ним. Я твердо верю в то, что каждый человек создан для творчества. Творчество раскрепощает разум и дарит ощущение свободного полета, короче говоря, творчество - это то, что делает нас живыми. Творческие способности любого человека произрастают из уникальной смеси личных качеств и различных типов мышления, которые и определяют индивидуальность человека.
Под общими творческими способностями мы, вслед за А. И. Савенковым,
подразумеваем широкий спектр психологических характеристик, из
которых складывается творческий дух. Для меня это, прежде всего:
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ; ЭНЕРГИЧНОСТЬ; ГОТОВНОСТЬ
РИСКОВАТЬ; ОТКРЫТОСТЬ ВСЕМУ НОВОМУ. Я как педагог вижу
свои задачи в том, чтобы помочь раскрыть и развить эти способности в
ребенке, создать образовательную среду для его самоопределения и
самореализации. Творческому духу прежде всего свойственна
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, она заставляет человека исследовать, побуждает
изобретать, экспериментировать, строить. В детстве мы все страшно
любопытны – мы спрашиваем обо всем и сами даем ответы, придуманные
нами же. У взрослых любопытство вдруг резко куда-то исчезает. Мало-
помалу взрослый человек очерчивает вокруг себя множество границ, за
приделы которых невозможно продвинуться в своем развитии, создается «
зона комфорта» - в которой человек чувствует себя в безопасности и
боится высунуть из не нос. Утратив любознательность, мы утрачиваем и
способность к творчеству.
Подобно любопытству, ОТКРЫТОСТЬ ВСЕМУ НОВОМУ есть
жизненно важное средство поддержания творческого духа, Т. К. именно
такая открытость позволяет нам воспринимать новые идеи и включать их
в сферу своего мышления. Творческие натуры открыты для новых
представлений, людей, мест, вещей Творчество требует РИСК. Без
желания рисковать большинство творческих начинаний закончились бы
крахом. Риск тесно связан с зоной комфорта. Если вы терпимо относитесь
к риску, то позволяете себе покидать зону комфорта и выходить в широкий
мир, где вас ждут новые встречи, идеи, информация.
И наконец, последнее качество, необходимое для поддержания духа
творчества- ЭНЕРГИЧНОСТЬ. Чем больше вы любите дело которым
занимаетесь, тем больше энергии ему отдаете и тем более творческим оно
становится. Если вы не энергичны, то весь процесс превращается в борьбу
и творчество умирает.
Каждый человек рождается с богатейшими творческими
способностями. В детстве мы жадно исследуем окружающий нас мир,
наслаждаемся цветом, светом, движением и звуком. Все маленькие дети –
прирожденные строители, художники, поэты, музыканты и актеры.
Решение этих задач предполагает исследование индивидуально-психологических особенностей развивающейся личности, изучение образовательных и социокультурных потребностей и интересов детей и их родителей. Изучая потребности и интересы детей, занимающихся в драматической студии «Зеркало», мы пришли к необходимости разработки целостной системы мониторинга развития творческих способностей. Разработка и апробация этой системы позволяет мне как педагогу определить стратегию и тактику взаимодействия с ребенком в творческом процессе, систематизировать собственные представления о развитии личностных качеств и творческих способностей ребенка, обеспечивает возможность комплексного развития его творческих способностей. В процессе разработки системы мониторинга мной используются эмпирические методы исследования: метод реконструкции опыта; метод контент-анализа устных и письменных текстов детей; тестирование (диагностика познавательных процессов, способностей, достижений, особенностей личности, межличностных отношений); а так же социометрические методики и экспертная оценка (индивидуальная и коллективная об образовательном процессе).
1. Метод реконструкции опыта. Восстановление и описание опыта: что происходит с ребенком и педагогом в процессе совместной творческой деятельности. Описание и анализ образовательных ситуаций, бесед, наблюдений, интервью помогает мне составить творческую характеристику каждого ребенка, в которой я отмечаю, какие его творческие способности развиваются в зависимости от тех или иных обстоятельств, особенностей организации образовательного процесса. Это любознательность и познавательная активность, легкость ассоциирования и органичность мышления, юмор и надситуативная активность, критичность и гибкость мышления, высокая концентрация внимания и перфекционизм, самостоятельность и эгоцентризм, лидерство и соревновательность, и т. д.)
2. Метод контент-анализа (устных и письменных текстов, сочинений).
Цель этого метода – проследить изменения, которые происходят с ребенком в процессе занятий театром. Развитие его воображения, его словарного запаса, умение логически выстроить рассказ, умение образно мыслить. (Периодичность отслеживания – в начале учебного года и в конце уч. г.)
3. Тестирование. Использование психологических тестов направлено на изучение личностных типологических особенностей (темперамента, характера и свойств личности); мотивационной сферы и направленности личности (интересов, мотивации, ценностных ориентаций, тревожности и т. д.) Для диагностики мотивационной сферы, интересов и эмоционально- психического состояния личности применяются так же проективные методики («Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»).
Тесты интеллекта предназначены для диагностики познавательных процессов (память, внимание, мышление и т. д., интеллектуального развития и креативности личности, общих и специальных способностей. Диагностика развития способностей, определяющих успешность выполнения конкретной деятельности: музыкальной, танцевальной, артистической и т. д., проводится с помощью тестов специальных способностей.
5. Социометрия как метод исследования группового взаимодействия, способ выявления межличностных отношений и техника фиксирования эмоциональных предпочтений в группах. С помощью социометрии легко определить скрытых и явных лидеров, эти знания помогают при распределении зон ответственности в коллективе.
Используются так же психологические тесты межличностных отношений, которые позволяют отследить: компетентность в общении, индивидуальные свойства, влияющие на отношения, внутригрупповые отношения.
Так же идет графическое отслеживание успехов обучающихся в студии детей с помощью промежуточной и итоговой аттестаций, где оценивается работа каждого ребенка в течение года по совместно разработанным критериям оценки (умение работать с партнером, постановка голоса, актерское мастерство в создании образа, участие в жизни коллектива).
Использование мониторинга развития творческих способностей в коллективе помогает мне так простроить образовательную программу, использовать такие формы и методы работы, благодаря которым создаются благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей и развития личности воспитанников.