Получи документы

Размышление на тему «Воспитание 21 века — что это такое?»

Татьяна Щербань
Размышление на тему «Воспитание 21 века — что это такое?»

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития и воспитания современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры. Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок 21 века стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим! Мы отмечаем, что дети отличаются от того, какими были мы в их возрасте, что авторитет взрослых уже не так очевиден, что дети порой опережают нас в различных областях, и непонятно, кто кого обучает. Встает вопрос: на что же опереться при воспитании малышей?

Публикация «Размышление на тему „Воспитание 21 века — что это такое?“» размещена в разделах

И я хочу остановиться на 10 правилах классика мировой литературы и педагога Льва Толстого. Принципы его воспитания и образования были новаторскими не только для XIX века, а остаются актуальными и в наше время, время быстрого развитие техники, смены трендов, развития Интернета.

1. Не портить воспитанием

Толстой говорил: детский возраст - это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание - попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Лев Толстой.

2. Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки.

3. Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых - и советовал родителям прежде всего обнаружить свои слабые стороны. В противном случае, дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

4. Учить полезному

Лев Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения документа об окончании учебного заведения ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

5. Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа, те, кто не обучались в гимназиях и университетах - «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения был такой : не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

6. Разрешить недовольства

Помимо уроков, педагог и писатель часто проводил беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

7. Развивать воображение

Воспитание и образование - это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает - детские игры, страдания, наказания родителей, книги, учение насильственное и свободное, искусство, жизнь, ведь это все и образовывает. Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того, чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

8. Учить понятно

Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

9. Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки - меньше, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

10. Самому жить хорошо

По Толстому, дети - чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь, прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики - в первую очередь, заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.

И самое главное, что я хочу отметить - воспитывая наших детей по-другому, мы изменяем основу общества. И начинать нужно с уровня доверия между людьми, особенно между домочадцами. А лучший способ изменить мир - это изменить мировоззрение детей. Вместо негатива и недоверия прошлого нужно строить позитивное будущее. Это напоминает мне историю ребенка на крыше, которому отец говорит: «Прыгай. Я словлю тебя». А мальчик отвечает: «Я боюсь прыгать». Отец настаивает: «Прыгай. Я словлю!». Мальчик прыгает, отец отходит, и ребенок падает. Поднимая его, отец говорит: «Это самый важный урок, который я мог тебе преподнести. Никому не доверяй, даже отцу». Двигаясь в будущее, нам нужно избавиться от такого образа мышления и начать коммуницировать с нашими детьми, а не выстраивать стену непонимания.

Публикации по теме:

«Что такое счастье, воспитание и человек» публичная речь на конкурсе «Воспитатель года» Здраствуйте. Начать свое выступление хочу с небольшой притчи. Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки,.

Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?»Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.

Поздравление с Новым годом и размышление на тему…Поздравление с Новым годом и размышление на тему… Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги и гости славного сайта МААМ! Уже осталось мало времени до самого загадочного и волшебного праздника,.

Стихи на тему «Воспитание хороших манер» для детей 4–12 лет . Воспитание ведётся через примеры общения. Говорить ребёнку напрямую, в менторском тоне, хорошо и плохо на мой взгляд малоэффективно. Ребёнок.

Размышление на тему: «Эссе» Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Хотелось бы поделиться с вами своими рассуждениями по поводу многим непонятного слова "Эссе".

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения про уборку, пришивание пуговицы и поход для детей на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Размышление на тему «Воспитание 21 века — что это такое?»
Опубликовано: 4 мая 2021 в 08:18
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД