Татьяна Щербань
Размышление на тему «Воспитание 21 века — что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития и воспитания современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры. Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок 21 века стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим! Мы отмечаем, что дети отличаются от того, какими были мы в их возрасте, что авторитет взрослых уже не так очевиден, что дети порой опережают нас в различных областях, и непонятно, кто кого обучает. Встает вопрос: на что же опереться при воспитании малышей?
Публикация «Размышление на тему „Воспитание 21 века — что это такое?“» размещена в разделах
И я хочу остановиться на 10 правилах классика мировой литературы и педагога Льва Толстого. Принципы его воспитания и образования были новаторскими не только для XIX века, а остаются актуальными и в наше время, время быстрого развитие техники, смены трендов, развития Интернета.
1. Не портить воспитанием
Толстой говорил: детский возраст - это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание - попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Лев Толстой.
2. Не наказывать
Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки.
3. Не скрывать свои недостатки
Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых - и советовал родителям прежде всего обнаружить свои слабые стороны. В противном случае, дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.
4. Учить полезному
Лев Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения документа об окончании учебного заведения ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.
5. Воспитывать самостоятельность
Толстой говорил, что люди из народа, те, кто не обучались в гимназиях и университетах - «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения был такой : не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.
6. Разрешить недовольства
Помимо уроков, педагог и писатель часто проводил беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.
7. Развивать воображение
Воспитание и образование - это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает - детские игры, страдания, наказания родителей, книги, учение насильственное и свободное, искусство, жизнь, ведь это все и образовывает. Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того, чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.
8. Учить понятно
Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.
9. Быть человечнее
«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки - меньше, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.
10. Самому жить хорошо
По Толстому, дети - чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь, прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики - в первую очередь, заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.
И самое главное, что я хочу отметить - воспитывая наших детей по-другому, мы изменяем основу общества. И начинать нужно с уровня доверия между людьми, особенно между домочадцами. А лучший способ изменить мир - это изменить мировоззрение детей. Вместо негатива и недоверия прошлого нужно строить позитивное будущее. Это напоминает мне историю ребенка на крыше, которому отец говорит: «Прыгай. Я словлю тебя». А мальчик отвечает: «Я боюсь прыгать». Отец настаивает: «Прыгай. Я словлю!». Мальчик прыгает, отец отходит, и ребенок падает. Поднимая его, отец говорит: «Это самый важный урок, который я мог тебе преподнести. Никому не доверяй, даже отцу». Двигаясь в будущее, нам нужно избавиться от такого образа мышления и начать коммуницировать с нашими детьми, а не выстраивать стену непонимания.