Элеонора Шибанова
Различные формы работы с народной сказкой, как средством воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств : о добре, милосердии, справедливости.
Публикация «Различные формы работы с народной сказкой, как средством воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, Видео» размещена в разделах
- Видео
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
(2 слайд) Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наблюдая за детьми четырехлетнего возраста, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
(3 слайд) Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.
(4 слайд) Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
(5 слайд) В этике существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников моральных принципов множество, но мырешили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
(6 слайд) Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
(7 слайд) В начале этого учебного года мы решили создать педагогический проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками «Воспитание сказкой». Творческое название проекта «Сказка ложь да в ней намёк».
Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
(8 слайд) Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.
(9 слайд) Участники проекта – дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
(10 слайд) Гипотеза проекта: мы предполагаем, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методы и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
По срокам проведения проект долгосрочный, рассчитанный на 1 учебный год.
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
2. Основной этап (октябрь- апрель)
3. Заключительный (май)
(11 слайд) Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.
Были проведены: анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка», диагностика детей «Мой любимый сказочный герой».
(12 слайд) Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».
(13 слайд) Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.
(14, 15, 16 слайды)А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.
(17слайд) Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания младших дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребё нка: близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и морали.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.
(18 слайд) Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»).
(19 слайд) Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
(20 слайд) Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса») (21слайд) «Заюшкина избушка».
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
(22 слайд) Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).
(23слайд) Для мальчиков - Иван Царевич (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
(24слайд) Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
(25слайд) Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
(26 слайд) Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» (27 слайд,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (28 слайд, «Снегурочка» (29слайд).
(30 слайд) Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка» (31слайд, «Мороз Иванович» (32слайд, «Царевна-лягушка» (33слайд).
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь» (34слайд, «Лиса и козёл» (35слайд).
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко» (36 слайд).
Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы : групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе нами используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) ; игровыеформы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
(37 слайд) Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
(38 слайд) Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
(39 слайд)? Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
(40 слайд)? Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
(41 слайд) Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
(42 слайд) На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.
(43 слайд) Инсценированиеявляется одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценированиисказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценированиеспособствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
(44 слайд) Инсценированиеиспользуется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
(45 слайд) Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый, варежковый театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.
(46 слайд) Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, (47 слайд) раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
(48 слайд –музыка и сказка) Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность музыкальной речи. Сама музыка также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
(49 слайд) В работе с младшими дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения.
(50 слайд) При подготовке «Театральной недели» в марте-апреле с малышами мы слушаем, а потом разыгрываем музыкальные сказки : «Теремок» музыка Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой, В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов.
(51 слайд) В любом случае задача нравственного воспитания так или иначе решается в каждой музыкальной сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.
(52 слайд) Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т. д.
(53 слайд) Приступая к работе над музыкальной сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей старших групп (если речь идет о малышах).
Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобочков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.
(54 слайд) Вашему вниманию я хочу предложить фрагмент музыкальной сказки «Теремок на новый лад» в исполнении детей средней группы.
(55 слайд) Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.
(56 слайд) Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.
Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
(57 слайд) Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:
1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.
3. Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка».
4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Закончить наше выступление хочется словами Л. Н. Толстого:
«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенкав правильном отношении к миру»