Алла Тюхтякова
Рассуждения родителя о пользе олимпиадного движения для младшей школы
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы воспитать другого, мы должны, прежде всего, воспитать самого себя (Н. В. Гоголь)
Отгремели первые звонки, завяли подаренные учителю цветы, праздничные белые банты сменила темно-синяя школьная форма. И 16 миллионов школьников с большей или меньшей степенью восторженности сели за парты. Школьное образование – важная часть жизни каждого современного человека. Отдав ребенка, особенно старшего, в школу, родитель нередко сам ощущает себя первоклашкой. А плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Гордо ведя за руку в школу маленького человека, мы мечтаем вырастить студента МГУ. И с растерянным видом бросаемся воплощать мечту. Хочется уследить за всем, но, не перегружая сына или дочь своей чрезмерной опекой. Мы учимся вместе с детьми все одиннадцать лет. И это не зависит от того, насколько много мы помогаем ученику с домашним заданием или каким-либо тестом. Учеба ребенка – это наша с вами психологическая ответственность, нести которую подчас сложнее, чем научить складывать два плюс два и отличать Пушкина от Блока. В родительской ответственности не бывает мелочей: тут важно все: первая двойка, а она случается у каждого, невкусный школьный завтрак, а похвале учителя мы, родители, радуемся едва ли не больше самого ученика. И чем старше школьник, тем выше становится градус нашей ответственности. Будем откровенны друг с другом – детей, которые быстро определись «кем хотят стать и в каком направлении развиваться» - очень мало. А разглядеть способности ребенка и вовремя ненавязчиво направить их в нужное русло – это и есть наша с вами родительская задача и первый шаг к осуществлению мечты. Олимпиады и конкурсы – наши лучшие помощники в этом.
Публикация «Рассуждения родителя о пользе олимпиадного движения для младшей школы» размещена в разделах
Дистанционные олимпиады набирают популярность в геометрической прогрессии. Сейчас на выбор школьника и учителей многие десятки сайтов с олимпиадными заданиями по разным предметам. Попытаемся разобраться, что же такое олимпиады и для чего они нужны.
Олимпиада - понятие не новое, первые интеллектуальные соревнования проводились еще в средние века. Сегодня олимпиады - не только старт и возможность поступления в лучшие ВУЗы страны. Это, прежде всего, способ самореализации ребенка, возможность проверить свои знания. Решение нестандартных задач быстро выявляет слабые стороны ученика и пробелы в определенных темах, задает вектор движения в правильном направлении. Второе, и самое главное предназначение олимпиад - возможность развития интеллекта и мышления. Родителям следует понимать важность олимпиад и всеми способами стараться помочь. У каждого маленького человека есть таланты — их надо только найти. Не бывает не талантливых детей - бывают ленивые родители. Семи-восьмилетний ребенок, за редким исключением, не в состоянии определить необходимость участия в олимпиадах и родительская обязанность быть рядом в нужный момент. Ведь именно мы, родители, а не школа «двигатель образования ребенка», да простят меня сейчас учителя. И, откровенно, далеко не все школы сориентированы на подготовку детей-олимпиадников, а многие и вовсе «боятся» ввязываться в этот процесс. И подчас получается, что ребенок лишен возможности попробовать свои силы в решении олимпиадных задач ввиду отсутствия контроля и помощи со стороны взрослых. Со старшеклассниками понятно, олимпиады - старт в ВУЗ мечты, наименование «перечневых» они знают назубок. А стоит ли младшему школьнику участвовать в олимпиадах? Если у него есть шанс победить, то, конечно, стоит. А если ученик никогда не участвовал в олимпиадах и боится, что не справиться? Тогда тем более стоит! Интернет-олимпиады можно расценивать как своеобразную подготовку к заданиям «перечневых» олимпиад.
Часто можно услышать от родителей, что сын или дочь отказываются от участия в олимпиадах, ссылаясь на то, «что я не смогу, у меня не получится, это только для отличников». «Не верю!» - сразу хочется сказать. И это правда! Любой ребенок способен стать, или даже не стать, а становиться победителем олимпиад раз за разом. Победа в олимпиадах и конкурсах - это тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Мой старший сын увидел впервые олимпиаду по математике в 6 классе. Это был шок и для меня и для него: олимпиадные задания выстроены нестандартно и с первого раза не у каждого, а лучше сказать у единиц получается стать призером. Решение олимпиадных заданий требует нестандартного мышления и навыков. Это правильно.
Если первую свою олимпиаду ребенок «провалит», то он поймет, что есть к чему стремиться — к следующей олимпиаде он уже будет готовиться по-другому, исходя из предъявляемых требований и полученного опыта. Огромное число родителей считает интернет-олимпиады пустой тратой времени. На самом деле - это нет так. Опыт - это немаловажное значение олимпиад. Ведь каждая из них - это маленький экзамен, устный или письменный. А если с первого класса школьник привыкает работать в незнакомой обстановке, то «совсем» взрослые вещи - ЕГЭ и вузовские олимпиады покажутся для него привычным и знакомым делом. И опять пример из опыта - после «первой» страшной и кажущейся непостижимой олимпиады, к концу года сын уже был призером в нескольких олимпиадах и конкурсах, а сейчас, в старших классах совершенно спокойно посещает подобные мероприятия, не испытывая абсолютно никакого дискомфорта. Вот почему именно от нас и наших действий зависит успех ребенка, и в первую очередь это нам нельзя сдаваться, опускать руки и отпускать ситуацию на самотек. Родители снова и снова должны «тащить бегемота из болота», вдохновляя свое чадо и поддерживая его. Поверьте, все вернется сторицей.
Ещё одна важная причина участвовать в олимпиадах — это борьба с заниженной самооценкой. Чтобы поверить в свои силы, хорошо подходят интернет-олимпиады, они обычно несколько легче очных соревнований. И не только очных. Есть несколько очень известных интернет-олимпиад по математике (я буду говорить на примере математики, она мне ближе, увидев задания которых, ребенок пребывает в шоке… Уровень олимпиадных заданий значительно превышает уровень знаний даже хорошо подготовленного ребенка. И что мы имеем? Час нервов родителей и общения с Google. Захочет ли малыш еще раз участвовать в подобной олимпиаде? Нет. Лучшее - враг хорошего. Замечательные слова на все времена. Важно, чтобы авторы интернет-олимпиад составляли задания таким образом, чтобы обычный хорошист мог решить как минимум две трети из них. Интернет-олимпиады очень удобны и в организационном плане. Отвечать на вопросы можно в привычной домашней обстановке, а дипломы будут отлично смотреться в портфолио школьника. Авторы подобных олимпиад предлагают ученикам младших классов попробовать свои силы в различных соревнованиях и конкурсах, созданных ведущими методистами, работающими со школьными и высшими учебными учреждениями по методикам ФГОС. Что не только развивает логическое мышление, увеличивает объем знаний, демонстрирует психологическое состояние ученика, расширяет кругозор, пробуждает интерес к наукам, повышает самостоятельность в работе с дополнительной литературой. Конкурсы и олимпиады удобны во внеклассной деятельности, они позволяют соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него!