Поступальская Юлия
Консультация «Растем любознательными»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы и особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Публикация «Консультация „Растем любознательными“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? В «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова сказано:
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство : мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Как вы думаете, любознательны ли наши дети?
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: почему? что это? для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым: оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Умение толково отвечать на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей.
Популярные вопросы детей.
Откуда берутся дети?
Почему нельзя есть снег?
Почему движутся облака?
Почему наступает ночь?
Почему зима?
Откуда берётся гром?
Зачем надо учиться?
Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.
Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.
Относитесь к любым вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них, давайте краткие и доступные ответы. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.
Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок.
Загадки учат отыскивать сходство между отдаленными, внешне несходными вещами. При отгадывании загадок, поощряйте нешаблонные ответы. Задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.
Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым человеком, который хорошо ориентируется в том, что ему интересно.
Вопросы ребенка к вам, взрослому – это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции.
Вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.
Вопросы «почему» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.