Наталья Назарова
Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы…
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Детское Творчество - предмет постоянного внимания педагогов. Вопрос развития творческого потенциала детей был и остается актуальным. Творческие способности комплексны и многообразны, поэтому детям необходимо предоставить возможность попробовать себя в разных видах деятельности, играх, разнообразных ролях и ситуациях.
Публикация «Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки» размещена в разделах
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Известно, что дошкольный возраст - возраст сказок. Язык сказки прост и поэтому доступен детскому восприятию. Также известно, что «природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И. В. Гете). Поэтому в раскрытии творческого потенциала я обратилась за помощью, именно, к экологическим сказкам.
Цель моей работы: раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки у детей.
Реализация данной цели предполагает решения следующих задач:
1) подобрать сказки, особенно ценные для эмоционального и познавательного развития детей;
2) выделить оптимальные формы, методы и приемы работы с детьми;
3) создать эффективные условия для раскрытия творческого потенциала дошкольников.
Работу по данной теме, я строила на базе основных принципов дидактики: принципа развивающего обучения и психологической комфортности. В качестве ведущего принципа выделила принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и проникновении разных видов творческой деятельности – игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой.
Сказки, содержание которых позволяет дать детям те или иные реальные экологические знания, можно назвать экологическими сказками.
Из большого количества сказок выбирала для работы такие, которые смогут заинтересовать детей, сформировать и удовлетворить их интерес к живой природе. Я остановилась на произведениях таких писателей как Н. Сладков, В. Бианки, М. Пришвин, С. Еремеев. Их рассказы-сказки удивительно выразительны и содержательны. Чаще всего содержание занимает несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно». Так, например, сказка С. Еремеева «Угадай: Кто где живет?» - дети получили знания о классификации животных (птицы- звери); названии жилищ животных (хатка, норка, дупло и пр.); их характерных особенностях поведения.
«Муха-Цокотуха» К. Чуковского - трудно назвать экологической сказкой. Но рациональное сочетание разных методов и приемов привела к тому, что дети получили такие экологические знания, как разнообразие класса насекомых, пауков; взаимосвязи насекомых и пауков, их роль в природе. На мой взгляд, успех в работе по этой теме, обеспечивает эмоционально-смысловая форма общения.
Работу по экологической сказке я выстраивала поэтапно:
1)Работа с заголовком. Благодаря прогнозированию содержания, еще до восприятия экологической сказки у детей развивала воображение, активизировала желание придумывать истории, которые могли произойти с его персонажем. Так, например, по названию сказки В. Бианки «Лис и мышонок», дети придумывали различные истории о том, как герои подружились, о том, как ходили в гости друг другу, о том, как играли в разные игры.
2)Знакомство со сказкой. Выразительно читала «Муха-Цокотуха», или рассказывала сказки «Угадай: кто, где живет?», «Лис и Мышонок» с использованием настольного театра.
3)Познавательная деятельность. Раскрывала экологические знания, понятия, взаимосвязи, содержащиеся в сказке с помощью игр. Например, сказка «Муха-Цокотуха» : через дидактическую игру «Как я прячусь от врагов» познакомила детей с характерными особенностями поведения насекомых; через словесную игру «Путешествие бабочки» - с правильным подбором приставок под-, при-, пере - к глаголам, через подвижную игру «Люди и божьи коровки» - взаимозависимость насекомых и людей.
4)Художественная деятельность. Предлагала детям отразить эмоциональное отношение к героям сказки в рисовании, аппликации, лепке.
5)Драматизация. Обучала детей выразительно изображать героев сказок средствам театрализованной деятельности: мимикой, жестами, интонацией. В предварительных репетициях-играх, давала возможность проявить свои индивидуальные способности каждому ребенку - не ограничивала детей в выборе ролей: «все были всеми». Обращала особое внимание на минимальное отличие в поведении, в интонации, в движении одного и того же героя сказки при показе разными детьми.
Все это позволило детям глубже освоить содержание сказок, разнообразило их игровое поведение, творческую деятельность : поделки стали ярче, содержательнее, появилась потребность в словотворчестве. Так родились рукописные книги со сказками и рисунками детей «Сказка о сосновой шишке», "Путешествие веселых капелек", "Сказка о трусливом зайчике".
Мною подобран материал на цифровых носителях, аудио и видеокассетах о живой и не живой природе, которые помогают детям легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивают слуховую и зрительную память, формируют словарный запас детей, умение обращаться с компьютерной техникой. Такая форма, как я убедилась, позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребенка и эмоционально мотивированным, а главное помогает легче усваивать материал.
Для раскрытия творческого потенциала у детей через экологическую сказку, организовала предметно-познавательную среду, для удовлетворения потребностей и желаний каждого ребенка. Для постановок сказок мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок.
Общеизвестен факт, что основы формирования личности ребенка закладываются в семье. Своей основной задачей, я считаю включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Работая по данной теме, я поняла, что есть возможность улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. Совместная творческая деятельность помогла мне приобрести сотрудников в лице родителей. Проведены такие формы работы, как:
-«круглый стол», где вместе изучали роль взрослого в развитии творчества детей, раскрывала родителям особенности развития их ребенка;
-«игровой тренинг», где учила родителей, как и во что, играть дома;
-участие в совместных мероприятиях группы (оснащение группы для самостоятельных творческих игр, выставки-конкурсы «Овощной калейдоскоп», «Осенние мотивы», подготовка костюмов декораций к спектаклю) и др. Мною проработаны природоохранные акции «Берегите елочку» (изготовление елочек из бросового материала, "Птицы – наши друзья!» (изготовление кормушек, в которых родители приняли активное участие.
Таким образом, родители получили представление о том, чем их дети занимаются в детском саду и в силу своих возможностей развивали и поддерживали это дома. Повысилась их компетентность в области индивидуальных и возрастных творческих особенностей ребенка. У некоторых появилось желание участвовать в групповых мероприятиях (занятиях, утренниках, совместных играх). Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты. Больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды творческой деятельности : рисование, лепку, аппликацию, театрализованные представления. Доброй традицией стало ежегодные постановки экологических сказок.
Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. В перспективе, я планирую продолжить работу по изучению развивающего характера средств экологического воспитания.