Лучший педагог года

Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки

Наталья Назарова
Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребенка,

- это, прежде всего мир природы…

Здесь, в природе,

вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Детское Творчество - предмет постоянного внимания педагогов. Вопрос развития творческого потенциала детей был и остается актуальным. Творческие способности комплексны и многообразны, поэтому детям необходимо предоставить возможность попробовать себя в разных видах деятельности, играх, разнообразных ролях и ситуациях.

Публикация «Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст - возраст сказок. Язык сказки прост и поэтому доступен детскому восприятию. Также известно, что «природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И. В. Гете). Поэтому в раскрытии творческого потенциала я обратилась за помощью, именно, к экологическим сказкам.

Цель моей работы: раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки у детей.

Реализация данной цели предполагает решения следующих задач:

1) подобрать сказки, особенно ценные для эмоционального и познавательного развития детей;

2) выделить оптимальные формы, методы и приемы работы с детьми;

3) создать эффективные условия для раскрытия творческого потенциала дошкольников.

Работу по данной теме, я строила на базе основных принципов дидактики: принципа развивающего обучения и психологической комфортности. В качестве ведущего принципа выделила принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и проникновении разных видов творческой деятельности – игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой.

Сказки, содержание которых позволяет дать детям те или иные реальные экологические знания, можно назвать экологическими сказками.

Из большого количества сказок выбирала для работы такие, которые смогут заинтересовать детей, сформировать и удовлетворить их интерес к живой природе. Я остановилась на произведениях таких писателей как Н. Сладков, В. Бианки, М. Пришвин, С. Еремеев. Их рассказы-сказки удивительно выразительны и содержательны. Чаще всего содержание занимает несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно». Так, например, сказка С. Еремеева «Угадай: Кто где живет?» - дети получили знания о классификации животных (птицы- звери); названии жилищ животных (хатка, норка, дупло и пр.); их характерных особенностях поведения.

«Муха-Цокотуха» К. Чуковского - трудно назвать экологической сказкой. Но рациональное сочетание разных методов и приемов привела к тому, что дети получили такие экологические знания, как разнообразие класса насекомых, пауков; взаимосвязи насекомых и пауков, их роль в природе. На мой взгляд, успех в работе по этой теме, обеспечивает эмоционально-смысловая форма общения.

Работу по экологической сказке я выстраивала поэтапно:

1)Работа с заголовком. Благодаря прогнозированию содержания, еще до восприятия экологической сказки у детей развивала воображение, активизировала желание придумывать истории, которые могли произойти с его персонажем. Так, например, по названию сказки В. Бианки «Лис и мышонок», дети придумывали различные истории о том, как герои подружились, о том, как ходили в гости друг другу, о том, как играли в разные игры.

2)Знакомство со сказкой. Выразительно читала «Муха-Цокотуха», или рассказывала сказки «Угадай: кто, где живет?», «Лис и Мышонок» с использованием настольного театра.

3)Познавательная деятельность. Раскрывала экологические знания, понятия, взаимосвязи, содержащиеся в сказке с помощью игр. Например, сказка «Муха-Цокотуха» : через дидактическую игру «Как я прячусь от врагов» познакомила детей с характерными особенностями поведения насекомых; через словесную игру «Путешествие бабочки» - с правильным подбором приставок под-, при-, пере - к глаголам, через подвижную игру «Люди и божьи коровки» - взаимозависимость насекомых и людей.

4)Художественная деятельность. Предлагала детям отразить эмоциональное отношение к героям сказки в рисовании, аппликации, лепке.

5)Драматизация. Обучала детей выразительно изображать героев сказок средствам театрализованной деятельности: мимикой, жестами, интонацией. В предварительных репетициях-играх, давала возможность проявить свои индивидуальные способности каждому ребенку - не ограничивала детей в выборе ролей: «все были всеми». Обращала особое внимание на минимальное отличие в поведении, в интонации, в движении одного и того же героя сказки при показе разными детьми.

Все это позволило детям глубже освоить содержание сказок, разнообразило их игровое поведение, творческую деятельность : поделки стали ярче, содержательнее, появилась потребность в словотворчестве. Так родились рукописные книги со сказками и рисунками детей «Сказка о сосновой шишке», "Путешествие веселых капелек", "Сказка о трусливом зайчике".

Мною подобран материал на цифровых носителях, аудио и видеокассетах о живой и не живой природе, которые помогают детям легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивают слуховую и зрительную память, формируют словарный запас детей, умение обращаться с компьютерной техникой. Такая форма, как я убедилась, позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребенка и эмоционально мотивированным, а главное помогает легче усваивать материал.

Для раскрытия творческого потенциала у детей через экологическую сказку, организовала предметно-познавательную среду, для удовлетворения потребностей и желаний каждого ребенка. Для постановок сказок мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок.

Общеизвестен факт, что основы формирования личности ребенка закладываются в семье. Своей основной задачей, я считаю включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Работая по данной теме, я поняла, что есть возможность улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. Совместная творческая деятельность помогла мне приобрести сотрудников в лице родителей. Проведены такие формы работы, как:

-«круглый стол», где вместе изучали роль взрослого в развитии творчества детей, раскрывала родителям особенности развития их ребенка;

-«игровой тренинг», где учила родителей, как и во что, играть дома;

-участие в совместных мероприятиях группы (оснащение группы для самостоятельных творческих игр, выставки-конкурсы «Овощной калейдоскоп», «Осенние мотивы», подготовка костюмов декораций к спектаклю) и др. Мною проработаны природоохранные акции «Берегите елочку» (изготовление елочек из бросового материала, "Птицы – наши друзья!» (изготовление кормушек, в которых родители приняли активное участие.

Таким образом, родители получили представление о том, чем их дети занимаются в детском саду и в силу своих возможностей развивали и поддерживали это дома. Повысилась их компетентность в области индивидуальных и возрастных творческих особенностей ребенка. У некоторых появилось желание участвовать в групповых мероприятиях (занятиях, утренниках, совместных играх). Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты. Больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды творческой деятельности : рисование, лепку, аппликацию, театрализованные представления. Доброй традицией стало ежегодные постановки экологических сказок.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. В перспективе, я планирую продолжить работу по изучению развивающего характера средств экологического воспитания.

Публикации по теме:

«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности Из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста на основе опытно -эксперементальной деятельности. мир окружающий ребенка.

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки
Опубликовано: 1 июня 2014 в 14:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Раскрытие творческого потенциала через восприятие экологической сказки» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД