Светлана Казакова
Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды деятельности, к которым относится и конструирование. По словам швейцарского психолога Ж. Пиаже: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»[1].
Публикация «Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Инженерно-техническое образование рассматриваетсякак ресурс обновления содержания образования.
Лего-конструирование и робототехника в ДОО – это шаг к техническому творчеству. На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Поэтому, идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству, возникла у нас не случайно.
Деятельность педагогического коллектива была направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных моделей, технологий и образовательных ресурсов: технологии LEGO- конструирование, материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной среды).
LEGO -технология значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ [3].
Создав в детском саду центр технического конструирования, мы обеспечили условия преемственности со школой. Благодаря занятиям в LEGO -теке дети имеют возможность приобщиться к техническому конструированию и робототехнике ещё в детском саду. А занятия в школьном центре «Точка роста», станут стартовой площадкой для дальнейшего инженерно-технического образования.
Участвуя в очередном конкурсе по Лего-конструированию, педагоги отметили активное участие и неподдельный интерес наших воспитанников к данному мероприятию. Педагогический коллектив задумался о применении в образовательной практике нашего детского сада LEGO-конструкторов и образовательной робототехники. Данное решение направлено на организацию работы с детьми, родителями и педагогическими работниками ДОО и ориентировано на развитие технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования конструкторов LEGO и программируемых роботов.
В основу легла деятельность по разработке и реализации новой модели организации образовательного процесса (образовательной системы) через создание специальной LEGO-инфраструктуры. В МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка» создано специально оборудованное помещение, которое мы используем в качестве LEGO - теки, она оснащена конструкторами LEGO Wedo2.0, LEGO DUPLO, LEGO CLASSIC, MY ROBOT TIME MRT 2,
Robot Mouse, стеллажами для хранения, ноутбуками, интерактивной доской, экраном и «Мультимедиа». В МБДОУ создана система педагогической работы по лего-конструированию, взаимодействие с родителями, повышение компетентности педагогов, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия с ДОО Усть-Абаканского района и города Абакана в рамках проведения различных конкурсов, мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством LEGO – конструирования и робототехники. Педагоги прослушали вебинары, участвовали в семинарах, прошли курсы повышения квалификации. В рамках взаимодействия учреждений образования педагоги посетили «Кванториум» в г. Абакане, который является уникальной средой для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащённой высокотехнологичным оборудованием, где узнали чем занимаются с детьми коллеги по дополнительному образованию и какой полезный опыт организации работы по данному направлению ими накоплен. Кванторианцы поведали, что используют проектную деятельность, которая позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле. Руководитель технопарка «Кванториум «Хакасия» Алексей Пахно поделился планами на новый учебный год скорректировать некоторые программы и набрать группы более младших ребят, начиная с восьми лет. В марте 2021г. воспитанники детских садов «Варенька» и «Калинка» стали участниками робототехнического хакатона «RoboBattle», организованного на базе Детского технопарка «Кванториум «Хакасия», Участниками соревнований по робототехнике стали дети в возрасте от 5 до 7 лет. Несколько призовых мест в различных номинациях заняла команда детского сада «Варенька».
Нас заинтересовала инновационная деятельность МБДОУ детского сада "Варенька" и осенью прошлого года состоялось знакомство с коллегами, которым был присвоен статус региональной инновационной площадки на период 01 сентября 2020 года – 31 декабря 2023 года с инновационным проектом «Формирование конструктивно-модельной деятельности технической направленности у детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники». Об организации и первых результатах своей работы нам рассказали заведующая, старший воспитатель, руководитель инновационной площадки.
В свою очередь, наш детский сад был организатором и участвовал в районных конкурсах для дошкольников «Роботы на службе человека» в 2021 году - участие 8 детей, 1 место- 2 ребёнка, 3 место-1 ребёнок. В 2022 году
провели районный фестиваль технического творчества «Квантёнок», 14 участников: дипломы 1 место, 2 место, 3 место.
Овладевая навыками работы с электронными средствами и основами программирования ребенок получает возможность гармонично развиваться. Чтобы научиться программировать, необходимо овладеть алгоритмикой. Алгоритмика — это наука, способствующая развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет понять процесс построения своих и чужих алгоритмов. Алгоритм это набор упорядоченных действий, выполнение которых направлено на достижения какого-либо результата.
Первоначальное знакомство дошколят с азами программирования у нас в детском саду происходит с помощью интерактивного набора «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Играя с «Робомышью» у детей формируются основы образовательной робототехники. Существует несколько форм организации занятий с набором «Робомышь» :
• Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
• Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
• Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
• Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
• Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
• Набор «Робомышь» легко интегрируется (совмещается) практически со всеми образовательными областями [7].
Само обучение дошкольников конструированию в LEGO -теке начинается с 4 лет и построено на основе разработок Л. А. Парамоновой, Е. В. Фешиной, Л. В. Куцаковой, Л. Г. Комаровой.
Итак, в результате работы проделанной педагогическим коллективом, в детском саду созданы условия для развития конструктивно-модельной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников
В процессе конструирования у детей формируются навык работы с предложенными инструкциями, умения сотрудничать с партнёром, работать в группах. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, развивает мыслительно-речевую активность дошкольников[5]. Дети с удовольствием рассказывают о своих конструкциях, проговаривают последовательность своих действий. В ходе занятий ребята постепенно переходят от предметного моделирования объекта – собственно конструирования – к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т. е. наглядному моделированию.
Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов за счёт внедрения новых развивающих технологий. Повысился интерес родителей к детскому саду. Диагностика достижений детей за прошлый учебный год показала устойчивую положительную динамику интеллектуального и личностного развития детей, творческого мышления, памяти.
Библиографический список
1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
2. Фешина Е. В. Лего- конструирование в детском саду. – М. ТЦ Сфера,2012. – 144с.
3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/журнал № 2/февраль 2012г.
4. Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
5. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М. : Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.
6. Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
7. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. :Наука,2013 г.