Приложение МААМ

Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику

Светлана Казакова
Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды деятельности, к которым относится и конструирование. По словам швейцарского психолога Ж. Пиаже: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»[1].

Публикация «Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику» размещена в разделах

Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Инженерно-техническое образование рассматриваетсякак ресурс обновления содержания образования.

Лего-конструирование и робототехника в ДОО – это шаг к техническому творчеству. На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Поэтому, идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству, возникла у нас не случайно.

Деятельность педагогического коллектива была направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных моделей, технологий и образовательных ресурсов: технологии LEGO- конструирование, материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной среды).

LEGO -технология значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ [3].

Создав в детском саду центр технического конструирования, мы обеспечили условия преемственности со школой. Благодаря занятиям в LEGO -теке дети имеют возможность приобщиться к техническому конструированию и робототехнике ещё в детском саду. А занятия в школьном центре «Точка роста», станут стартовой площадкой для дальнейшего инженерно-технического образования.

Участвуя в очередном конкурсе по Лего-конструированию, педагоги отметили активное участие и неподдельный интерес наших воспитанников к данному мероприятию. Педагогический коллектив задумался о применении в образовательной практике нашего детского сада LEGO-конструкторов и образовательной робототехники. Данное решение направлено на организацию работы с детьми, родителями и педагогическими работниками ДОО и ориентировано на развитие технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования конструкторов LEGO и программируемых роботов.

В основу легла деятельность по разработке и реализации новой модели организации образовательного процесса (образовательной системы) через создание специальной LEGO-инфраструктуры. В МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка» создано специально оборудованное помещение, которое мы используем в качестве LEGO - теки, она оснащена конструкторами LEGO Wedo2.0, LEGO DUPLO, LEGO CLASSIC, MY ROBOT TIME MRT 2,

Robot Mouse, стеллажами для хранения, ноутбуками, интерактивной доской, экраном и «Мультимедиа». В МБДОУ создана система педагогической работы по лего-конструированию, взаимодействие с родителями, повышение компетентности педагогов, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия с ДОО Усть-Абаканского района и города Абакана в рамках проведения различных конкурсов, мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством LEGO – конструирования и робототехники. Педагоги прослушали вебинары, участвовали в семинарах, прошли курсы повышения квалификации. В рамках взаимодействия учреждений образования педагоги посетили «Кванториум» в г. Абакане, который является уникальной средой для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащённой высокотехнологичным оборудованием, где узнали чем занимаются с детьми коллеги по дополнительному образованию и какой полезный опыт организации работы по данному направлению ими накоплен. Кванторианцы поведали, что используют проектную деятельность, которая позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле. Руководитель технопарка «Кванториум «Хакасия» Алексей Пахно поделился планами на новый учебный год скорректировать некоторые программы и набрать группы более младших ребят, начиная с восьми лет. В марте 2021г. воспитанники детских садов «Варенька» и «Калинка» стали участниками робототехнического хакатона «RoboBattle», организованного на базе Детского технопарка «Кванториум «Хакасия», Участниками соревнований по робототехнике стали дети в возрасте от 5 до 7 лет. Несколько призовых мест в различных номинациях заняла команда детского сада «Варенька».

Нас заинтересовала инновационная деятельность МБДОУ детского сада "Варенька" и осенью прошлого года состоялось знакомство с коллегами, которым был присвоен статус региональной инновационной площадки на период 01 сентября 2020 года – 31 декабря 2023 года с инновационным проектом «Формирование конструктивно-модельной деятельности технической направленности у детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники». Об организации и первых результатах своей работы нам рассказали заведующая, старший воспитатель, руководитель инновационной площадки.

В свою очередь, наш детский сад был организатором и участвовал в районных конкурсах для дошкольников «Роботы на службе человека» в 2021 году - участие 8 детей, 1 место- 2 ребёнка, 3 место-1 ребёнок. В 2022 году

провели районный фестиваль технического творчества «Квантёнок», 14 участников: дипломы 1 место, 2 место, 3 место.

Овладевая навыками работы с электронными средствами и основами программирования ребенок получает возможность гармонично развиваться. Чтобы научиться программировать, необходимо овладеть алгоритмикой. Алгоритмика — это наука, способствующая развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет понять процесс построения своих и чужих алгоритмов. Алгоритм это набор упорядоченных действий, выполнение которых направлено на достижения какого-либо результата.

Первоначальное знакомство дошколят с азами программирования у нас в детском саду происходит с помощью интерактивного набора «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Играя с «Робомышью» у детей формируются основы образовательной робототехники. Существует несколько форм организации занятий с набором «Робомышь» :

• Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.

• Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

• Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

• Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

• Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

• Набор «Робомышь» легко интегрируется (совмещается) практически со всеми образовательными областями [7].

Само обучение дошкольников конструированию в LEGO -теке начинается с 4 лет и построено на основе разработок Л. А. Парамоновой, Е. В. Фешиной, Л. В. Куцаковой, Л. Г. Комаровой.

Итак, в результате работы проделанной педагогическим коллективом, в детском саду созданы условия для развития конструктивно-модельной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников

В процессе конструирования у детей формируются навык работы с предложенными инструкциями, умения сотрудничать с партнёром, работать в группах. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, развивает мыслительно-речевую активность дошкольников[5]. Дети с удовольствием рассказывают о своих конструкциях, проговаривают последовательность своих действий. В ходе занятий ребята постепенно переходят от предметного моделирования объекта – собственно конструирования – к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т. е. наглядному моделированию.

Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов за счёт внедрения новых развивающих технологий. Повысился интерес родителей к детскому саду. Диагностика достижений детей за прошлый учебный год показала устойчивую положительную динамику интеллектуального и личностного развития детей, творческого мышления, памяти.

Библиографический список

1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

2. Фешина Е. В. Лего- конструирование в детском саду. – М. ТЦ Сфера,2012. – 144с.

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/журнал № 2/февраль 2012г.

4. Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

5. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М. : Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.

6. Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

7. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. :Наука,2013 г.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция» Комплексное исследование и решения на основе исследования Людей всегда интересовал космос. Луна, находясь ближе всего к нашей планете,.

Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста» Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно.

Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование»Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование» 28 января весь мир отмечает Международный день конструктора Лего. Этот праздник объединяет как детей, так и взрослых, общее увлечение- сборка.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Наглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возрастаНаглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возраста Назначение: наглядное дидактическое пособие "Матрёшки", изготовлено для занятий по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику
Опубликовано: 2 октября 2023 в 07:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Казакова (УИ 1701136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД