Получи документы

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители» (1 фото)

Светлана Потапова
Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»
▼ Скачать + Заказать документы

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»

Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.

«Мы, рожденные природой,

Мы еще как дети,

Любим рыбу, лес и воды,

горы на рассвете

Публикация «Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа „Ханты и манси — таежные жители“» размещена в разделах

Что вы знаете о жизни ханты и манси? Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей, узнаем как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека:

«Не на земле, а на небе живет один человек – Кон-ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. «А как же его оживить, ведь он не дышит?». Оставил его, пошел к отцу.

- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

- Ты ему воздух накачай, он и оживет.

Кон-ики пришел обратно, подул на человека, тот ожил. И стал человек жить один. Терас-най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. На земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали люди жить на земле».

- Много, много лет назад люди - ханты и манси, жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра или род Медведя. Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась из людей, живущих в разных родах.

В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась. Каждый в семье имел свои обязанности. Например, бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а женщина готовила их на каждый день и впрок; нарты и лыжи изготавливал мужчина, а одежду - женщина. Женские ежедневные хлопоты начинались с разведения огня. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Ведь мужчине приходилось несколько дней гнать лося, после чего требовался длительный отдых.

Ханты заботились о старших и о младших членах семьи. В каждой семье были свои традиции: жена не должна была спорить с мужем, не должна громко разговаривать, смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, повышать голос на детей. Такие семейные традиции сохранились до наших дней.

Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом. Нередко они устраивали между собой состязания: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».

- Посмотрите, как располагалась хантыйская семья в чуме : (рассматривание картины)

«В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками и камнями. По обе стороны от него располагались спальные места. Спальными местами служили доски, положенные на землю и покрытые оленьими шкурами. Ближе к выходу с левой стороны размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, — считалось священным.

У хантов, кроме чума, имеется дом, в котором они живут зимой. В зимнем доме священным считалось чердачное помещение, расположенное между потолком и крышей.

- Как вы думаете, где находится место для мамы? А старшей дочери? Почему?

Потому что мама вставала раньше всех, чтобы разжечь очаг, приготовить пищу, а если мама заболеет, ее заменяла старшая дочь.

- Обратите внимание на этот предмет (рассматривание колыбели)

- Как вы думаете, что это такое? Это колыбель для новорожденного ребенка. Были ночные и дневные колыбели для детей.

На колыбель наряду с другими узорами наносили изображения глухаря - хранителя сна. Колыбель служила ребенку до 3-х лет. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума, либо к крюку в потолке зимнего дома, а под колыбель клала нож (защита от злых духов). В хантыйской семье, где были дети, колыбель была одним из главных предметов жилища.

- А еще я хочу рассказать вам о том, какой ханты замечательный народ.

«Если приходил гость, то ему отдавалось самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье. Ханты и манси необыкновенно гостеприимные, честные люди, они не умели хитрить, обманывать и воровать. Это добродушные, смелые, отважные, ответственные люди, которые бережно относятся к природе.

Итог.

- Расскажите, что вас особенно заинтересовало сегодня?

- О чем бы вы хотели еще узнать? Кто главный в хантыйской семье? Почему?

Итак, сегодня вы узнали о семейном укладе коренного населения нашего края.

Все члены хантыйской семьи трудились для того, чтобы выжить в суровых северных условиях.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальный вечер «Сталинградской битве — 75 лет» для детей старшей группы .

Целевая весенняя прогулка в рощу «Дубки» для детей старшей группы 5–6 лет Цель: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект интерактивной прогулки по Ханты-Мансийску «Я живу в Югре» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №12 ИНТЕРАКТИВНАЯ Прогулка – викторина «Я живу в Югре» Цель: Способствовать патриотическому воспитанию.

Коллективная работа по изготовлению коллажа «Я и моя семья» для детей средней группыКоллективная работа по изготовлению коллажа «Я и моя семья» для детей средней группы Цели: Расширять знания и представления о семье Воспитывать чувство любви к родным людям Развивать чувство гордости за свою семью Активизировать.

Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению детей с целостной картиной мира «Урюпинск и его жители» Тема: «Урюпинск и его жители» Подготовила: воспитатель старшей группы Медведева Валентина Михайловна «Детский сад №3 «Колобок» городского.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект подвижной игры для детей старшей группы 5–6 лет «Лиса в курятнике» Виола Владимирова Конспект подвижной игры для детей старшей группы (5-6 лет) "Лиса в курятнике" Цель: - 1)упражнять в умении бегать врассыпную,.

Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей»Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей» Мастер – класс для родителей и детей на тему: «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей». Шарипа Темирбаева Дети с родителями.

Сценарий праздника для детей старшей группы «Сказка о звездочете» для детей 5–6 лет. Музыкальный руководитель: Пахомова Н. В. Цель: Формировать у дошкольников представление о космосе и его освоение людьми. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 15:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД