Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»

Екатерина Уварова
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.

Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям нашей группы расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Больше всего дошкольники и конечно ребята в нашей группе любят играть. В играх наши дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому мы проводим работу по ранней профориентации в первую очередь через организацию игровой деятельности. В ходе сюжетно-ролевых игр наши дети усваивают определенные правила и нормы, формируют активную социальную позицию. Сюжетно-ролевая игра позволяет нашим детям понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети, но мы воспитатели, выполняем функцию «проводника» и помогаем ребятам сделать игру интересной, приближенной к миру взрослых.

Но не стоит забывать, что сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только мы можем познакомить детей с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации.

Во время игры наши дети меняют роли, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.

В нашей группе, у ребят уже появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов, полиции. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

Благодаря детским писателям, которые создали значительное количество произведений о труде в нашей группе возникает театрализованная игра. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие и понятные для наших детей произведения. Наши дети с большим удовольствием слушают произведения, а потом с удовольствием обыгрывают эти произведения с помощью пальчикового театра, игровых пособий по профессиям.

В своей работе мы также используем разнообразные дидактические игры. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например, «Магазин», «Что кому нужно для работы».

Для знакомство с профессиями взрослых, мы используем игры с предметами: «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с плоскостными куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? Ребята подбирают каждому человеку той или иной профессии дом, где этот человек может работать, выделяют характерные особенности этих построек.

Одной из любимых игр наших воспитанников является - подбор картинок по общему признаку. Дети устанавливают связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине?», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

Немаловажное место занимают – словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

«Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии».

• Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами – предложите ребенку совершить экскурсию на ферму, на станцию по ремонту машин, сходить в аптеку или магазин вместе и т. д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводите его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

• Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

• Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например, «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2025 в 19:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Уварова (УИ 2804162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД