Мария Орлова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автореферат выпускной квалификационной работы
1 слайд. Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется ВКР на тему: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с конструктором LEGО».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необхомостью формирования и развития творческого потенциала личности каждого ребёнка. В дошкольном образовательном учреждении образовательной процесс имеет системно-деятельностный подход, который представляет собой чередование практических и умственных действий ребёнка.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Нами выявлено противоречие, между необходимостью развивать творческую активность детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью условий применения конструкторов LEGO.
Нами была определена проблема исследования: каковы условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игры с конструктором LEGO;
На слайде представлена цель исследования(2слайд) .
объектом исследования является процесс развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста ;
предмет исследования представлен на слайде(3слайд) .
Гипотеза нашей выпускной квалификационной работы заключалась в следующем: развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при реализации следующих условий:
- будет учитываться актуальный уровень развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- будут подобраны занятия с использованием LEGO, направленные на развитие творческой активности детей;
- будет обеспечиваться системность организации LEGO конструирования детей старшего дошкольного возраста.
На слайде представлены задачи исследования(4слайд)
Свое исследование мы проводим в два этапа. На первом, теоретическом этапе мы изучили теоретические основы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Решая первую задачу исследования мы установили, что изучение проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, требует осмысления содержания понятий: «творчество» и «способности». Обратимся к научным источникам, раскрывающим интересующее нас понятие.
В частности, Д. Б. Богоявленская рассматривает творчество как высшее специфическое проявление интеллектуальной активности человека [4, 49].
Существуют разрозненные и противоречивые исследования детского творчества, среди которых Д. А. Леонтьев выделяет три основных линии :
1) творчество изучается в его соотношении со способностями, одаренностью, талантом, интеллектом, дивергентным мышлением, решением задач;
2) творчество оценивается как характеристика личности, и ставится вопрос об ее особенностях.
Решая вторую задачу мы изучили Возрастные особенности развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного имеет свои особенности развития, которые предопределяют личностное развитие детей в целом, а также становление творческих способностей.
Дети дошкольного возраста отличаются интенсивным психическими развитием. Именно в это период происходят изменения, связанные с разными сферами, начиная с психофизиологической и заканчивая формированием личности ребенка
Мы выяснили, что старший дошкольный возраст ответственный этап детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании умения действовать в своей работе не шаблонно (когнитивно-эмоциональный критерий). Особенности активного использования творческого потенциала в своей работе (личностно-креативный критерий.
Решая третью задачу исследования мы изучили педагогический опыт развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из положений, сформулированных Непочатовй И. А., музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7 г. Бийск, в своей статье «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности» [18, 90], можно отметить, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Авторами Шрайнер И. В., Солдаткина В. Н., Мирошкина И. В. в статье «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» [27, 99] описаны педагогические условия, способствующие развитию творческой активности детей. Творчество рассмотрено, как вплетенное в игровую деятельность. Сюжетно-ролевая игра описана как возможность ребенка выразить свой творческий потенциал, принятие роли, как проявления творческой способности воображения.
Таким образом, проведя анализ педагогического опыта развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, было выявлено, что в своей практике педагоги применяют различные способы творческого развития детей, такие как театрализованная деятельность, экспериментирование, арт-ритмика, нетрадиционные изобразительные техники, нетрадиционные техники рисования, сюжетно-ролевая игра.
Именно поэтому в практической части данного исследования будет освещен данный вопрос.
2.1. Результаты, полученные на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном эмпирическом исследовании, которое проведено нами на базе практики МБДОУ №94 «Детский сад общеразвивающего вида» в подготовительной к школе группе.
В ходе эмпирического исследования мы проверяли сформулированную нами гипотезу.
Для диагностики были отобраны следующие методики исследования:
1. Методика на основе диагностики Котовой Е. В., Кузнецовой С. В., Т. А. Романовой «Развитие творческих способностей дошкольников» позволяющая определить степень развития творческого воображения и мышления детей.
Уровни оценивания представлены на слайде. (5слайд.)
2. «Беседа о творчестве» (на основе методики диссертационного исследования А. Н. Бельковой).
Цель — выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представления ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).
Обрабатываются следующим образом: 0 — ребенок не отвечает; 1 — отвечает примерно; 2 — дает развернутый ответ.
Если ребенок набирает 0—2 баллов, его уровень представлений о творчестве низкий, 3—4 балла — средний, 5—6 баллов — высокий.
3. Методика «Покажи, как двигается, говорит».
Цель: выявить уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Итак, результаты констатирующего этапа эксперимента отражены на рисунке. Данные рисунка свидетельствуют, что большая часть детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей (45%-12детей, у 25% -7детей был выявлен низкий уровень развития, а у 30% -детей- высокий уровень развития.
Было выявлено, что в процессе конструирования дети с низким уровнем сформированности творческих способностей неправильно передают форму поделки, замыслы их не прочны, они проявляют интерес к конструированию из природного материала.
Наличие детей с низким уровнем развития творческих способностей свидетельствует о необходимости совершенствования процесса работы с детьми в данном направлении, поиска инновационных форм построения работы, к числу которым можно отнести игры с использованием конструкторов LEGO.
Данные, полученные посредством использования методики «Беседа о творчестве» (А. Н. Бельковой) представлены на рисунке 3.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что почти половина детей старшего дошкольного возраста имеет средний уровень развития творческой активности. Таких детей было выявлено 49,5%.-13детей. Детей с высоким показателем было выявлено 28,75%,-8детей детей с низким уровнем – 21,75%.-6детей.
Анализ проведенного исследования свидетельствует о необходимости повышения сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Как было определено в результате теоретического обзора литературы, творческую активность детей предлагается развивать посредством работы с конструктором LEGO в ходе проведения игр
Также мы изучили : LEGO конструирование как способ развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Итак, было определено что в рамках экспериментальное работы будет использован конструктор LEGO для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что используя ЛЕГО-конструкторы, можно создать игровые ситуации, которые позволят проявить детям творчество, знания и свои способности.
У данного вида конструктора много преимуществ:
- ЛЕГО-конструктор безопасный;
- можно экспериментировать, сцепляя разные детали, подбирая их по цвету, размеру. В процессе экспериментирования дети могут создать свой вариант машины, корабля, моста. В этом проявится их индивидуальность и творчество. И будет почва для создания ситуации успеха;
- полученные в процессе деятельности конструкции дети могут обыгрывать. Они мобильны. Их можно переносить, передвигать, трансформировать, перестраивать;
Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в такой последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.
Использовалась игра «Чудесный мешочек».
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а) Педагог показывает деталь, которую надо найти. б) Педагог только называет необходимую деталь. в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.
Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный, 4 коробки (такого же цвета).
Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам. Мы начали свою работу с изготовления простейших предметов. Нашей целью было научить детей скреплять детали на практике. Увидеть результат своих действий, обыграть постройку. Конструктор ЛЕГО можно практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать несколько технологий, позволяющих эффективно развивать творческие и познавательные способностей детей. Это лего-конструирование, мини-технологии «Лего-сказка» и «Легомультфильм», технология «Игра-фантазирование» с использованием построек из лего-конструктора.
Рассмотрим данные педагогические технологии. Такой подход позволяет ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой и создание новой лего-конструкции. Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заданных инструкций.
Данная технология способствует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста была проведена мини-Лего-сказка «Веселая прогулка кирпичиков» (приложение 1).
В рамках данного исследования детям было предложено проведение занятия с элементами игровой деятельности «Фантазии для Лего-друга». Конспект данного занятия представлен в приложении 2.
В приложении 3 представлен конспект занятия по лего-конструированию «Космическое путешествие», ориентированное на расширение знаний детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «ЛЕГО». Было также проведено занятие по лего-конструированию, направленное на развитие творческой активности дошкольников, по теме «Транспорт» (приложение 4).
После проведения данных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них творческой активности, была проведена повторная диагностика уровня творческой активности детей.
После реализации игр с конструктором LEGO была проведена повторная диагностика уровня творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы те же методики, которые использовались на начальном этапе эксперимента.
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что проведение игр с использование конструктора LEGO положительно сказалось на развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе эксперимента детей с низким уровнем развития творческой активности было выявлено 15% вместо 21,75 на констатирующем этапе эксперимента; снизилось и количество детей со средним уровнем развития (с 29,5% до 42,5%); увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем развития творческой активности до 42,5% вместо 28,75%.
Проведенное исследование может свидетельствовать о том, что конструктор LEGO вызвал явный интерес у детей как нестандартного способа развития творческого воображения детей. Следовательно, дальнейшая систематическая работа по использованию конструктора LEGO для развития творческой активности старших дошкольников будет способствовать дальнейшему развитию творческих способностей данных детей, вырабатывая у них навыки фантазирования, логического мышления, конструирования.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Прaктичеcкaя знaчимocть заключается в том, чторазработанный комплекс занятий может быть использван воспитателями и cтудентaм на прaктике.