Приложение МААМ

Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Ирина Ванина
Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Актуальность: Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширять свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомится с рабочим местом мамы и папы, узнать, выполняют они на работе.

Публикация «Проект „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Понимая возможность подобных задач, и определив, что у детей явно недостаточная информированность о разнообразии профессий, мы инициировали долгосрочный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».

Основная идея проекта : создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку, в которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания детей.

Основные задачи проекта :

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость незаменимость каждой профессии;

• формировать умения отражать в трудовой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

• обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, лепбуки о профессиях и т. д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;

• использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий.

Возраст участников :

Проект разрабатывался для детей от 3-х до 7-ми лет. Для каждой возрастной группы разрабатывались тематические планы, содержащие модули по разным профессиям, которые дети того или иного возраста готовы воспринять и осмыслить.

Целая серия мероприятий проекта была распланирована на целый год. Ежемесячно реализовывались модули знакомства с той или иной профессией (Приложение 1). Использовались самые разнообразные формы работы с детьми: беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации и др.

Знакомили и погружали детей в профессии и трудовые действия взрослых и в процессе основной образовательной деятельности, и в процессе самостоятельной деятельности детей, и в процессе совместной деятельности с семьей.

Наиболее востребованные оказались модули: знакомство с профессиями детского сада, кем работают родители, врач, швея, модельер, почтальон, парикмахер, строитель, шофер, пожарный и др. В процессе реализации модулей проекта широко использовались экскурсии на объекты социальной среды: по детскому саду (работа повара, рабочего по стирке белья, медсестры, дворника и других). Экскурсия в аптеку, пожарную часть, швейный цех, общеобразовательную школу и др.

Невозможно узнать о профессиях без рассказов и бесед со взрослыми (педагогами и родителями, без демонстрации наглядных материалов: фото и видео материалов, презентаций, книг, репродукций и иллюстраций. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. А информационно – коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, который бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Активно организовывали встречи с людьми разных профессий : с работниками полиции, ДПС, пожарными и другие.

Большое внимание уделяется сюжетно – ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало узнать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники отражали деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, пожарного, педагога и т. д.). В старшей группе игры усложняются. В играх, вместе с детьми создавали работу различных учреждений (магазин, аптека, банк). Дети совершенствовали игровые действия по обыгрыванию отдельных профессий (продавца, парикмахера, врача, полицейского, пожарного). Важность сюжетно – ролевой игры неоценима, в ней успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражении.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводилась семье. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, профессиональной деятельности, У каждого из нас взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связанна с работой и наоборот.

Участие родителей прежде всего проявилось в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Детям давалось задание узнать, кем работают их родители. В итоге ребята выяснили, что мир профессий родителей воспитанников нашего детского сада очень широк и разнообразен. Огромную помощь оказали родители в изготовлении атрибутов к играм, совместных поделок и рисунков, в организации проведении экскурсий.

В качестве рефлексии в проекте создавались альбомы о профессиях, устраивались тематические выставки. Одним из итоговых мероприятий проекта стал модуль «Все профессии нужны, все профессии важны», который позволил обобщить знания детей о профессиях, о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудиях труда и прочее.

Результативность проекта : в процессе тематической деятельности дети расширили свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; многие выражают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям, У родителей воспитанников появилась твердая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, а не жить по правилу: «вырастут и сами решат, что делать и где работать».

Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования

]Приложение 1

Примерный тематический план проекта

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц Модули проекта Задачи Формы проведения Материалы оборудования

Сентябрь Диагностика знаний детей о профессиях Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям Беседа, обсуждение, опрос и т. п. Книги, сюжетные картинки, иллюстрации

«Профессии в детском саду» Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов. Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций, по теме и др.

Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед. сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям и др. Мультимедийное оборудование, презентации, иллюстрации и др. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др.

Октябрь «Профессии моих родителей» Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. Привлечение родителей к изготовлению презентаций или альбомов о своих профессиях Подготовка детьми и родителями презентаций или альбомов о работе родителей. Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др.

«Врач» Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами и др. сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки и др. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др.

Тематические презентации, иллюстрации и др.

Ноябрь «Пожарный» Обогащать знания и представления детей о профессии пожарный. Познакомить с обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседы, обсуждения, экскурсия в пожарную часть. Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть».

Основные понятия: пожарный, пожарная машина, пожарный рукав и др. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пожарная часть»,

Тематические презентации, иллюстрации и др.

«Почтальон» Знакомить детей с почтой, её назначением, расширить знания о работниках почты. Воспитывать навыки поведения в общественных местах Экскурсия на почту. Сюжетно-ролевая игра «На почте». Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»,

Тематические презентации, иллюстрации и др.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка» Музыкальный руководитель.

Проект по гендерному воспитанию детей дошкольного возрастаПроект по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста Цель: Создание условий с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры. Задачи: Формировать.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Проект «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 июня 2021 в 10:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ванина (УИ 59906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД