Енбаева Ольга Сергеевна
Раннее развитие детей в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Сообщение по теме: «Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учётом ФГОС ДО»
1 слайд. Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.
Публикация «Раннее развитие детей в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
2 слайд. На втором году жизни ребенок быстро растет и развивается. Ребенок окреп физически, стал более свободно владеть своим телом и пространством. Он много и разнообразно двигается (ходит, бегает, прыгает, поднимается по ступенькам и др.). Трудности и преграды вызывают у малыша позитивные эмоции и желание их преодолевать. Все изменения мозга связаны с прогрессивным созреванием коры больших полушарий.
3 слайд. Постепенно совершенствуются все системы организма и все психические процессы, в первую очередь – зрительное восприятие, а во взаимосвязи с ним – память, наглядно-действенное мышление и предпосылки наглядно-образного мышления.
Характерная особенность этого периода жизни – высокая познавательная активность. Ребенок активно познает не только разнообразные предметы, но и их основные свойства – форму, цвет, величину, фактуру, вес, назначение, способы использования и др.
Свобода перемещения в пространстве открывает ребенку большие возможности познания и освоения различных предметов, открытия новых свойств и связей между ними. Он начинает постигать зафиксированные в культуре значения предметов (чашка, чтобы пить; ложка, чтобы есть; полотенце, чтобы вытираться и др.). На этой основе может сопоставить реальный предмет с его изображением на картинке и названием (звучащим словом, что становится основой формирования знаковой функции мышления. 4 слайд. Расширяются возможности вхождения ребенка в социум. Усиливается стремление к автономности и самостоятельности, но ребенок по-прежнему нуждается в участии взрослого в его жизни и деятельности. Появляется потребность в поддержке, признании, одобрении, похвале. Форма взаимодействия – сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности как ведущей в этом возрасте.
Речь становится средством познания окружающего мира и общения. Быстро развивается понимание речи других людей и связная речь самого ребенка. К концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка, у них активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух. Двухлетний ребенок владеет активным
словарным запасом из 300 слов, может строить предложения из 3–4 и более слов, начинает задавать свои первые вопросы, обращается к близким взрослым за помощью.
Ребенок выражает разные эмоции и чувства – радость, удивление, огорчение, тревогу, страх, обиду, смущение, удовлетворение собой и своими «успехами». На основе складывающегося представления о себе начинает формироваться отношение к себе самому (самой, что в последующем станет основной образа «Я».
5 слайд. К концу второго года жизни появляется интерес ребенка к другим детям. Он стремится привлечь к себе внимание, выражает желание играть такой же игрушкой, выполнять такие же действия. Наблюдаются элементарные взаимодействия (обмен игрушками, подражание действиям, но это деятельность «рядом».
Общение обогащается по содержанию, способам, количеству участников. При этом взрослый остается главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни. 6 слайд.
В образовательных программах даны задачи психолого-педагогической работы,
обеспечивающие развитие ребенка в деятельности по 5 основным
направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
7 слайд. Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.
1. Необходимость включения в детскую деятельность
Игра - универсальный метод воспитания для маленьких детей.
Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Что это означает. С детьми раннего возраста педагог все время находится рядом с детьми. На полу, за столом, играет в машинки, куколки, зверюшки, конструктор. Педагог не может в это время посидеть на стульчике и отдохнуть. Нет на это времени. Играя сам- он включает в игру ребенка, и учит его действовать со всеми предметами, которые есть в группе.
2. Необходимость личной обращенности к ребенку
Индивидуальный подход необходим во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Не все дети отзываются на свое имя, педагог подошел к ребенку и обратился лично к нему. Дети не реагируют на слова педагога «Ребята подойдите ко мне», воспринимают только личное обращение.
3. Неэффективность любых вербальных методов воспитания
Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Воздействие ситуации (окружающие предметы- игрушка пришла в гости, появилась новая в группе, неожиданные движения со стороны взрослого, звуки музыки (колокольчика, хлопок в ладоши) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов
взрослого.
Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
4. Необходимость принимать ребенка
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Не все дети приходя из дома послушны, ведут себя так как нам хочется. Кто- то бегает по группе, не видя перед собой других детей, кусаются, не умеют пить чисто из кружки, бросают игрушки. Только благодаря вашему терпению, ежедневным поучениям- он не будет так делать. Но ругать его за это не стоит, тем более наказывать.
5. Необходимость эмпатии
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Ребенок переживает такое количество эмоциональных переживаний когда идет в детский сад. Это можно сравнить если бы вас отправили в космос. Вы не знаете что вас там ждет. Страх, переживания, сердечко стучит. Ребенка нужно расположить к себе, стать человеком, которому он будет доверять. Не бойтесь приобнять ребенка, погладить по спинке, может посадить на колени. Ребенок еще не умеет управлять эмоциями, которые его захлестывают, помогите ему. Посочувствуйте ему.
Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.
8 слайд. Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации :
1. Совместная деятельность педагога с детьми;
2. Образовательная деятельность в режимных моментах;
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключается в том, что деятельность педагога с детьми должна стать интересной для детей, стимулировать активность каждого ребенка, формировать определенные знания, умения и навыки, желание действовать, общаться, играть.
9 слайд. Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего
возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна ( связана с каким-либо событием: кто- то пришел в гости, кто- то что- то потерял, мишка пошел гулять- т. е. все события должны быть построены на детском опыте);
— ритмична (деятельность должны чередоваться. Внимание детей задерживается на одном виде деятельности от 5 до 10 минут. Поэтому наблюдательный педагог всегда почувствует когда необходимо сменить вид деятельности: двигательная на умственную, на статичную, работали стоя- потом сидя и т. д.);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах.).
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить такие занятия, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Например занятие, когда необходимо показать, что круглые предметы катятся. Не надо садить детей на стульчики и показывать. Сядьте на ковер, возьмите коробку с шариками, покажите как катятся разные по размеру мячики, шарики, с горки, по полу, из машины выкатываются. А если возьмете кубик- он не катится. А шарик катится. Снова показываете.
10 слайд. Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.
- дидактические игры;
- сюжетно – отобразительные игры;
- подвижные игры;
- словесные игры:
- пальчиковые игры;
- музыкальные игры;
- конструктивные игры и др.
11 слайд. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются :
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные, конструкторы (крупные, и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения : кручение, кувыркание, вращение.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться, а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не
брать их в рот).
3. Общение со взрослым
Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка : эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты,
драматизации, наблюдения.
4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.
5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.)
Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания.
Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме. Обязательно закрепите на куле, что надо мыть руки перед едой, вытираться салфеткой, прибирать вещи за собой и т. д.
6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок
Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Через наглядность мы развиваем эмоциональный мир ребенка. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.
7. Двигательная активность
Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками- каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.
12 слайд. Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего
возраста необходимо:
- включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
- организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
- обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.
13 слайд. Развивающая среда играет особо важную роль в раннем и дошкольном возрасте, в связи с тем, что маленький ребенок открыто воспринимает окружающий его мир. В связи с этим окружающая обстановка должна быть красивой и нести в себе атмосферу тепла и заботы о физическом и душевном здоровье детей.
Воспитатель обустраивает каждую часть комнаты, учитывая архитектурные особенности помещения, число детей в группе, их возраст и различие по полу (девочки, мальчики). В обстановке комнаты должно быть заложено деление помещения на функциональные зоны (виды деятельности). Большое открытое пространство вызывает у них чувство душевного дискомфорта. Поэтому необходимо разделить помещение группы, выделив в нем сравнительно небольшие игровые уголки, оставив при этом свободное пространство для разного рода общих занятий: подвижных игр, двигательной деятельности, кукольного театра и т. д.
В группе должно создаваться впечатление порядка и постоянства. Важно, чтобы игрушки всегда возвращались на свои места, а их расположение побуждало бы ребенка к творческой игре.
Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует реализации одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.
Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2007.
2. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2009
3. Смирнова Е. О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс). https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf