Берёза Анна Валерьевна
Раннее профориентирование и социализация детей
▼ Скачать
Раннее профориентирование и социализация детей
Уже с раннего детства детский сад может предоставить широкий выбор ребенку, дав ему больше информации и знаний о различных профессиях, а, учитывая психолого-педагогические особенности, прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
Публикация «Раннее профориентирование и социализация детей» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Исходя из данной проблемы, мной было определено основное направление профессиональной деятельности : создание комплекса условий для проявления инициативы и самостоятельности воспитанников в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, ранней профориентации и позитивной социализации детей.
Для работы по данному направлению были поставлены следующие задачи:
1. Создать условия для формирования у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий, реализации возможностей для проявления себя в разных видах деятельности.
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую всестороннему развитию детей, поддержке детской инициативы и самостоятельности.
3. Изучить и внедрить современные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, формы работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
4. Создать условия для вовлечения семей в образовательную деятельность через реализацию эффективных форм сотрудничества.
Данная работа способствовала обогащению социального и культурного опыта детей, расширению представлений о природе и истории родного края.
Для решения задач ранней профориентации дошкольников разработан и реализуется педагогический проект «Взросляндия. В мире профессий», направленный на формирование у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитию эмоционального отношения к миру профессий. Проект предусматривает реализацию комплекса мер воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также создание развивающей среды.
В процессе реализации проекта велась работа с воспитанниками по следующим направлениям: профессиональное информирование (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий, профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия). Реализован комплекс мероприятий с детьми: разработаны цикл ознакомительных бесед на тему «Необычные профессии»; организованы видео и онлайн-встречи с представителями редких профессий; проводились сюжетно-ролевые игры профориентационного характера, коммуникативные ролевые игры «Кругосветное путешествие», «Исследователи на орбитальной станции», «Мастерская народных промыслов»; реализованы проекты «Профессии наших мам и пап», «Профессии будущего», «С чего все началось», выставки «Вернисаж профессий», «Кем я хочу стать» помогали отслеживать склонности воспитанников.
В центрах развития развивающая среда дополнена созданными совместно с детьми книжками-малышками, энциклопедией профессий, раскрасками о профессиях, дидактическими играми, настенной газетой «Все профессии важны, все профессии нужны», альбомом о профессиональных династиях воспитанников, фотоальбомом «Профессии наших родителей». В группе создан игровой центр, который дополнила атрибутами, игрушками, пособиями, предметами-заместителями, бросовым материалом для организации сюжетно-ролевых игр «Полет на луну», «Магазин зоотоваров», «Полезные продукты в кастрюльке», «Автопарк», «Мастерская», «Турагентство». Одним из элементов игрового центра является «Банк», при игре в котором дети знакомятся с основами финансовой грамотности. Разработанная мною система ознакомительных игр-занятий оформлена в методическом пособии «Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Создан методический кейс, включающий цикл сценариев игровой деятельности, цикл ознакомительных бесед, картотеки игр и игровых ситуаций, стихов, загадок о профессиях; создан банк мультимедийных презентаций, видеосюжетов, видеофильмов, фрагментов познавательных передач, профориентационных мультфильмов (мультсериал «Калейдоскоп профессий).
Организовано сотрудничество с родителями по вопросам ранней профориентации детей : проведены информационные консультации, родители привлекались к совместному проведению мероприятий (создание виртуальных экскурсий с места своей работы, проведению мастер-классов «Родители-детям» (флорист, ландшафтный дизайнер, делопроизводитель, фармацевт, кондитер, фотограф, изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, участию в выставках.
В рамках реализации системы работы по ранней профориентации, воспитанники приняли участие в районном этапе городского конкурса книжек – малышек «Инженером стать хочу – пусть меня научат!» В группе организованы конкурсы «Юный модельер», «Мастер на все руки», «Ай-да, мы, молодцы!».
В результате реализации проекта выявлялись способности, увлечения, интересы и склонности детей к разным видам деятельности. Повысился уровень информированности воспитанников о мире профессий, расширились представления детей об отраслях экономики родного края, процессах на производстве, используемом современном оборудовании. У воспитанников сформированы представления о разнообразии и специфике профессий, обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности (с 21% в 20120г. до 91% в 2021г., дети проявляют эмоционально положительное отношение к труду (с 21% в 2019г. до 82% в 2021г., научились выстраивать новые игровые сюжеты на основе творческой комбинации различных событий (с 13% в 2020г. до 87% в 2021г.).
Для решения задач социально-коммуникативного развития большое внимание уделяю развитию игровой деятельности. Способствую развитию режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста, как важнейшего фактора социализации ребенка. Созданы следующие условия для использования детьми режиссерской игры:
- обогащена предметная среда игрового центра многофункциональными предметами, мелкими игрушками, поделками из природного материала;
- разработан комплекс игровых заданий: заданий на придумывание к картинкам простой сказки или истории; придумывание завязки истории для совместного показа со взрослым; заданий «Придумай и покажи сказку», «Изобрази мультфильм» и прочих;
- создано пространство для режиссерской игры ( макеты: домик для кукол, сельский двор, аэродром, подводный мир, туристический поход и другие, использование ширмы, книжек-раскладушек на столе).
В результате организации режиссерских игр наблюдаю у детей-«сочинителей» творческие проявления, связанные с созданием игровых сюжетов; у детей-«исполнителей» проявления игрового творчества в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей; дети-«режиссеры» реализуются в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируя замыслами игроков.
Внедрила в практическую деятельность технологию эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой «Волшебный телефон». Оборудовала «Уголок уединения», который является не только зоной комфортного отдыха детей, но и телефоном доверия. Использование технологии Н. П. Гришаевой позволило развить у 41% воспитанников умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; способствовало развитию социальной активности детей.
Оформила стенды «Мои достижения», «Наши добрые дела», разработала дидактическое пособие «Мои эмоции», которые способствовали формированию и развитию у детей оценочной деятельности, умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих.
Для решения задач познавательного развития в работе использую проблемно-поисковые, игровые технологии, технологии логико-математического и экологического развития: технологию развивающих игр Б. П. Никитина «Волшебные кубики», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» для интеллектуально-творческого развития детей, что способствовало формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления; технологию исследовательской деятельности А. И. Савенкова. Применяла эффективные методы развития исследовательской активности: эвристические беседы, наблюдения и фиксацию результатов опытно-экспериментальной деятельности, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, проблемные ситуации и вопросы, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации. Воспитанники научились видеть проблемы и затруднения, выдвигать гипотезы, строить предположения, смотреть на ситуацию с разных сторон. В повседневной жизни стали оперировать понятиями «явление», «причина», «различие», умеют классифицировать: делят объекты на группы предметов по различным основаниям.
Для активизации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности разработала и изготовила совместно с воспитанниками и родителями тематические лэпбуки по краеведению «Красивые места Кубани», «Мой город – Славянск на Кубани», что способствовало проявлению у детей любознательности, развитию умения задавать вопросы взрослым и сверстникам; создала дидактические игры «Звуки вокруг», «Собираемся в поход», «Природа - человек», «Гусеницы», «Жители северного полюса», которые помогли научиться выявлять причинно-следственные связи, давать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Использую технологию проектной деятельности для развития познавательно-исследовательской деятельности, детского речевого творчества, группового взаимодействия детей реализовала при активном участии родителей познавательно-исследовательские проекты «Обитатели морей и океанов», «Новый год в различных странах», «История елочной игрушки», познавательно-творческий проект «В гостях у сказки».
С целью формирования у детей ценностного отношения к культурному наследию, расширению представлений о малой Родине применялась технология проектной деятельности.
Для стимулирования творческого активного самостоятельного мышления, решения задач познавательного и речевого развития применяла элементы технологии ТРИЗ Г. Альтшуллера. Использовались следующие методы: метод мозгового штурма, метод каталога, типовые приемы фантазирования. Применяла методы активизации творческого мышления с целью развития речи: сочинение сказок по методу каталога, проведение игр и тренингов речевого характера, словесное описание фантастических образов на основе метода фокальных объектов, сочинение загадок при помощи методов ТРИЗ. В результате проделанной работы у воспитанников повысилась поисковая деятельность и речевая активность, интерес к окружающему миру; выросла доля детей, способных к самостоятельному поиску решений с 46% в 2020г. до 88% в 2021г., у детей сформировано умение размышлять, сравнивать, анализировать, проверять свои гипотезы и делать выводы (динамика с 47% в 2020г. до 83% в 2021г.).
Для развития связной речи использую приемы мнемотехники, предложенные Л. В. Омельченко. Применяю эффективные методы с целью формирования у детей навыков запоминания информации, а именно: метод ассоциативных цепочек, наглядного моделирования, метод опоры. Мной был разработан комплект учебно-методических материалов (мнемокарты, мнемодорожки и мнемотаблицы). В результате использования технологии наблюдается положительная динамика в развитии связной речи. Дети научились самостоятельно составлять рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок, сочинять концовки к сказкам, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения: 2020г. - 52 %, 2021г. - 96%. Наблюдается положительная динамика 48 % в формировании грамматического строя речи (рост с 38% до 86%); воспитанники овладели звуковой культурой речи (динамика с 43% до 79%).
В речевом уголке размещены разработанные мною пособия «Цветик-семицветик», «Одень Манечку и Ванечку», игровой материал для развития артикуляционного аппарата, фонетического слуха и моторики, пособия по развитию правильного речевого дыхания. Разработаны дидактические и методические кейсы по развитию звуковой культуры и связной речи у детей.