Снежанна Архипова
Рационализация двигательной активности дошкольников посредством введения в систему физического воспитания спортивных игр
▼ Скачать +Заказ
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека уже длительное время остается одной из актуальных проблем, решаемых представителями разных областей человекознания. Именно здоровье, ощущение полного физиологического и психологического благополучия делает человека не только устойчивым к различным заболеваниям, но и более работоспособным, выносливым, уверенным в себе и своих силах, а значит, - и более успешным. Дополнительные же занятия физической культурой (именно спортивными играми) вне дошкольного образовательного учреждения доступны не каждому ребенку. Причинами этого, на наш взгляд, являются и утрата массовости физкультурного движения (не каждая семья готова «потратить» выходной день на то, чтобы пойти с ребенком поиграть в волейбол, футбол или хоккей, и упадок «дворового спорта», отсутствие в достаточном количестве на придворовых территориях спортивных площадок, оснащенных всем необходимым оборудованием, да и просто невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей.
Публикация «Рационализация двигательной активности дошкольников посредством введения в систему физического воспитания спортивных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Двигательная активность ребенка
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Именно игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, что, в первую очередь, обусловлено большим разнообразием взаимодействия различной модальности сенсорных систем. Кроме того, игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерны также определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря и пр., что непосредственно связано с такими личностными характеристиками, как организованность, дисциплинированность, относящимися к волевой сфере ребенка.
Следует отметить, что сам процесс обучения игре в футбол осуществлялся нами последовательно. Первоначально основное внимание детей направлялось на овладение техникой движений: дети осваивали сильные и точные удары по мячу как правой, так и левой ногой, у них вырабатывались координация и скорость движений. Постепенно усложнялись условия выполнения движений. Например, удар по мячу проводился в следующей последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, удар при движении самих занимающихся.
После того, как дети освоили разнообразные удары по мячу, мы приступили к обучению их технике ведения мяча: сначала по прямой на бегу при постепенном увеличении скорости, затем по мере того как дети овладевали этим действием, мы перешли к обучению ведения мяча по дугам, зигзагами, с обводкой стоек – флажков и т. д. Завершающим в обучении ведению мяча стало осуществление данных действий при сопротивлении противника: сначала – в парах, оптом – по подгруппам и в команде.
Полученные результаты позволили констатировать положительную динамику в уровне физической подготовленности детей, о чем свидетельствует увеличение количества детей с высоким уровнем развития ориентировки в пространстве и координации движений - 43% (9 человек).
На основании полученных данных мы делаем вывод об эффективности разработанной нами технологии формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством обучения их игре в футбол и целесообразности ее дальнейшего внедрения в систему работы по физическому воспитанию детей.