Чернякова Оксана
Работа социального педагога по социализации детей-инвалидов путем создания ситуации успеха
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребёнка-инвалида – всегда стресс для любой семьи. Родители испытывают горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, страх перед будущим, отчаяние. Очень часто семья отдаляется от друзей, родственников и знакомых. Нередко семьи распадаются. Из 135 детей, обучающихся в Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов, 34 семьи неполные, где детей воспитывают мамы. Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Здесь он получает первый жизненный опыт, здесь закладываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. При анализе психолого-педагогической литературы (О. Е. Буланова, В. В. Сабуров, Е. Е. Чепурных и др.) обращает на себя внимание тот факт, что воспитательный потенциал семей, имеющих ребёнка с проблемами, обычно рассматривается с точки зрения успешности или неуспешности взаимодействия с другими социальными институтами и социальным пространством на различных уровнях. Сотрудниками Ресурсного центра дистанционного образования проведено глубокое обследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Мы проанализировали отношение родителей к социализации ребёнка-инвалида в 135 семьях наших обучающихся. В результате получены следующие выводы, касающиеся позиции родителей по отношению к ребенку-инвалиду:
Публикация «Работа социального педагога по социализации детей-инвалидов путем создания ситуации успеха» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Активная. Ребёнку уделяется большое внимание, развиваются те навыки, которые затем дадут возможность успешно социализироваться в обществе. Ребёнок посещает мероприятия, кружки, праздники, экскурсии. Родители видят в ребёнке потенциал, гордятся его даже самыми незначительными успехами.
2. Гиперопекающая. Ребёнок ограждается от всех даже незначительных трудностей под предлогом плохого самочувствия. Отношение как к глубоко больному и несчастному человеку, даже при незаметном недуге. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих детей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию и социализации.
3. Равнодушная. Ребёнком не занимаются, не уделяется должного внимания его развитию, а иногда относятся как к источнику получения доходов и различных льгот. Среди обучающихся Центра дистанционного образования есть дети, которые ни разу не были в цирке, театре, на детском празднике. Обосновывая подобное положение, родители приводят такие аргументы: а) трудно доставить до места, б) зачем праздник, когда есть телевизор, в) ему это не интересно и т. п.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние, найти занятие, соответствующее его интересам, наклонностям, добиться успеха, пусть даже незначительного.
Выделен ряд задач, стоящих перед социальными педагогами, в отношении социализации детей-инвалидов : 1) помочь семье выбрать оптимальную стратегию социализации своего ребёнка, в которой учитывается состояние его здоровья, мобильность, интересы, индивидуальные особенности; 2) помочь родителям преодолеть страх перед будущим ребенка, его учебе, труду, жизни в социуме, в том числе после кончины самих родителей; 3) перестать стыдиться своего ребёнка, поверить в него и начать им гордиться.
Как показывает опыт деятельности Ресурсного центра по социализации детей-инвалидов, а также опыт семейного воспитания в лучших семьях, одной из наиболее перспективных стратегий, содействующих успешной социализации выступает создание для проблемного ребенка ситуацию успеха. Создание такой ситуации может быть объективной, то есть ребенок реально добивается серьезных успехов. К сожалению, такое бывает далеко не всегда. В этих случаях полезно и смоделировать ситуацию успеха искусственно. Победы окрыляют таких детей, повышают их самооценку, формируют у них мотивацию преодолению возможных трудности, готовность к преодолению новых препятствий, в том числе, связанных с состоянием здоровья.
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения [Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.]. Такой школой радости для детей-инвалидов уже 10 лет является Центр дистанционного образования, который существует на базе Орловского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Опыт деятельности Центра убеждает в том, что для успешной социализации этих детей очень важно заложить ростки будущих побед, успехов и открытий. Как писал знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский «Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху» [Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1974. ] Известный ученый-педагог А. С. Белкин убежден, что, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Успех, по мнению А. С. Белкина связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Вспоминая о положительных эмоциях, ребёнок и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Как показывает опыт, если помочь ребенку хотя бы однажды достичь положительного результата в любом виде деятельности, то можно мотивировать его на новые успехи в решении более сложных задач. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Здоровому ребёнку, посещающему общеобразовательную школу, художественные, музыкальные, спортивные учреждения дополнительного образования, постоянно находящемуся в различных детских коллективах, несколько проще достичь ситуации успеха. В школах, учреждениях дополнительного образования постоянно проходят конкурсы, олимпиады, турниры, концерты. Ребёнок-инвалид чаще всего остается вне подобной образовательно-развивающей среды, детского коллектива, так как находится на надомном обучении. Эти дети часто лишены возможности проявить свои способности, испытать ситуацию успеха. Кроме того, изоляция от детских коллективов также ограничивает возможности детей-инвалидов в конкурентном взаимодействии с ровесниками.
Центр дистанционного образования в определенной мере компенсирует эти отличия. В Центре проводится большое количество разнообразных мероприятий, в которых проявить свои способности, знания, умения может каждый обучающийся. Многие дети-инвалиды, несмотря на серьезные диагнозы, имеют разнообразные таланты. Среди них есть дети умеющие петь, играть на музыкальных инструментах, декламировать стихи, занимающиеся декоративно-прикладным искусством. К сожалению, они не всегда могут продемонстрировать свои достижения. Ресурсный центр дистанционного образования детей инвалидов постоянно даёт такую возможность обучающимся. На праздниках, смотрах, конкурсах дети с большим воодушевлением демонстрируют свои способности. Особую популярность среди детей-инвалидов получили конкурсы, связанные с литературным творчеством. Среди обучающихся многие пишут стихи, рассказы, сказки. Итогом их творчества стал выпущенный в 2014 сборник «Пробы пера» и сборник, посвящённый 200-летию со Дня рождения И. С. Тургенева, выпущенный в2018г. с лучшими литературными произведениями детей-инвалидов.
Обучающиеся ресурсного Центра дистанционного образования (РЦДО) участвуют в предметных олимпиадах: Умный мамонтёнок, КИТ, Ребус, в конкурсах, которые проводит «Школа талантов» и «Страна талантов», Международных и Всероссийских конкурсах чтецов, фотоконкурсах.
Для детей, которые увлекаются рисованием, изготовлением поделок из бисера, вязанием, вышиванием организуются регулярные выставки их изделий, издаются альбомы с их работами. Традиционным стало участие обучающихся Ресурсного центра и в Международном конкурсе «Традиции святой Руси», который каждый год проводит Центр правосллавной культуры Вятский Посад.
На протяжении всего существования Ресурсном центре успешно реализуется проектная деятельность. Она мотивирует включение школьников в самостоятельную поисковую работу. Обучащюиеся совместно с родителями и учителями с большим энтузиазмом занимаются поисковой деятельностью. За десять лет существования Ресурсного центра были реализованы следующие проекты «Если будет Россия, значит буду и я»( 2013г., «Жить, думать, чувствовать, мечтать, творить» (2014г, «Между прошлым и будущим», 2015-2016гг., посвящён 70 -летию великой Победы и 450-летию основания г. Орла( «Фольклор — энциклопедия народной души» (2017г., «Душа моя, все мысли мои в России» (2018г., посвящён 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева) «Химия — окно в огромный мир»(2019г.) . Сейчас обучающиеся Ресурсного центра включились в работу по поиску информации о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны, в рамках празднования 75-летия Великой победы Проект этот называется «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Целью этого проекта стало вовлечение детей и родителей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, сохранении семейных ценностей, установлении взаимосвязей поколений.
Трудно сказать, что для этих детей важнее : получение качественного образования или совместный досуг и общение со сверстниками, попасть в ситуацию успеха и сделать так, чтобы родители испытывали гордость за своих «особых» детей. Наверное и то, и другое, и третье. Качественное образование, правильная профессиональная ориентация, своевременная помощь специалистов, умение общаться со сверстниками будут залогом успешной социализации детей-инвалидов.