Зоя Олеговна Айрапетян
Работа со страхами дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Работа со страхами дошкольника
Цель: Коррекция детских страхов.
Одной из причин возникновения страхов у дошкольников является сильно развитое воображение, а также то, что в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например, ребёнок может боятся темноты, так как там может скрываться опасность, а если её не видно, то малыш думает, что не сможет себя защитить.
Публикация «Работа со страхами дошкольника» размещена в разделах
Иногда одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение и интеллект. Ребёнок ещё не умеет правильно относиться ко всем невероятным взаимосвязям, возникающим у него в голове.
Переживать страхи нормально в том случае, если они не мешают ребёнку играть, заводить друзей и проявлять соответствующую возрасту самостоятельность. В остальных случаях ребенку требуется помощь психолога и поддержка близких людей.
Техники работы со страхом :
• Проигрывание ситуации страха
- сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…
- игра в прятки - ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка). Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-взрослого (роль) – он почувствует свою силу-смелость (закрепит ее)
- игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасны.
• Рисование страха.
Нарисовать четыре рисунка:
– нарисовать свой страх,
- себя со страхом,
- вымышленного героя-победителя страха,
- себя в качестве героя – победителя страха.
(если на 1-м рисунке страх огромный, а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот).
Проживание страшной ситуации вместе со взрослым (родителем).
Для помощи ребенку в преодолении страха родители могут использовать технику проживания страшной ситуации вместе со взрослым – например, фонариком обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу). Подойти в темноте со свечей в этот угол, загляните под кровать и спросите, видит ли он там что-то. Важно, чтобы ребенок сам проговорил, что там ничего нет. Затем выключаем фонарь, заранее предупредив ребенка. Затем включить фонарь и попросить ребенка выключить и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходится без света и взрослого. Делать лучше это постепенно:
– не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить;
- относиться к ребенку с уважением, доверием, верой в него.
Выявить причину страха. Причиной страх ребенка может быть нехватка внимания, любви, сочувствия, поощрения, заботы от родителей. И это уже ответственность самих родителей! Задайте себе вопрос: достаточно ли я провожу времени со своим ребенком, качественно ли я с ним общаюсь?
Дошкольный возраст– это период, когда дети находится в полной зависимости от взрослых, именно от нас зависит как ребенок справится с возникающими у него трудностями.