Елена Пимкина
Работа с умственно отсталыми детьми над смыслом пословиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пословицы
Цель: 1. Знакомство детей с народным творчеством;
2. Развитие связной речи;
3. Расширение словарного запаса;
4. Учить детей понимать смысл пословиц;
5. Дифференцировать на письме буквы с, ш;
6. Развитие логического мышления.
Оборудование: плакат с пословицами и поговорками, карточки с пословицами в конвертах, картинки с изображение овощей и фрукта, изображение неправильно одетого мальчика, карточки с пропущенными буквами.
Темочки:
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы будем продолжать изучать русское наследие. Сначала давайте вспомним пословицы и поговорки. Посмотрите на этот плакат.
Ученики называют пословицы и поговорки, которые изображены на плакате.
Яблоко от яблони не далеко падает. Волки сыты – овцы целы. Кашу маслом не испортишь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Из мухи вырастает слон. Не руби сук, на котором сидишь.
II. Работа с пословицами.
Логопед просит детей открыть конверты, в которых находятся пословицы, поделенные на морфемы. Из этих частей дети составляют слова, а из слов пословицы.
Поспешишь – людей насмешишь. Песней поле не вспашешь. Не спеши языком, а спеши делом. Баснями сыт не будешь.
Дети объясняют смысл пословиц. В случае затруднения логопед сам объясняет её смысл.
Каждый ученик записывает свою пословицу на доске.
III. Работа с текстами.
Ученик читает текст.
1. Саня и Лёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песни поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.
Выясняется смысл слов : охапка, сушняк.
Вопрос: Какая из пословиц подойдёт к этому рассказу? (Песней поля не вспашешь.)
- А кто из вас может мне сказать, какая здесь картинка лишняя.
Игра «4 лишний». На картинках изображены: капуста, груша, горох, огурец. Лишняя будет груша. На обороте написан текст.
2. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
- Завтра у меня много работы в саду, - сказал дедушка, - надо собрать груши и накопать картошки…
- Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
- Где же груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.
Вопросы: Выполнил ли Миша своё обещание? Почему он не выполнил своего обещания? Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.)
- Всегда ценились внимательные люди. А вы внимательные? Сейчас проверим. Мальчик Саша собрался погулять. Чего ему не хватает, а что он надел лишнее?
На обороте картинки написан текст.
3. Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.
Маша встала рано, умылась, оделась, Быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не осталось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.
Вопросы: Почему Саша так оделся? Какая пословица подходит к этому рассказу? (Поспешишь – людей насмешишь.)
- А теперь посмотрим, сможете ли вы расшифровать зашифрованное слово.
4. Маме Васи и Даши нужно было уйти на целый день. На обед она не успела ничего приготовить. Мама объяснила старшему своему сыну, как надо готовить кашу. Но мальчик слушал её не внимательно. «Я много раз видел, как мама готовит кашу – справлюсь». Вася пообещал маме, что обязательно накормит сестру. Мама уехала. Маленькая сестренка стала просить Васю покормить её.
- Пара пустяков, - сказал мальчик и принялся за приготовление еды.
Но каша ни как не хотела готовиться. Долго мучился Вася с кашей, пока она не сгорела. Хорошо, что соседка почувствовала запах гари. Она накормила голодных детей.
Вопросы: Какая поговорка подходит к этому рассказу? (Баснями сыт не будешь.)
IV. Подбор текстов к пословицам.
Логопед обращает внимание учащихся на то, что у рассказов не было названий. Предлагает вместо названия подобрать пословицу, подходящую к рассказу.
Логопед называет одну из пословиц, например: «Песней поле не вспашешь». Учащиеся пересказывают соответствующий рассказ. Аналогично проводится работа и с другими пословицами и рассказами.
V. Дифференциация с, ш в пословицах.
- У вас на столах лежат карточки с пропущенными буквами. Подпишите его и в место точек вставьте необходимые буквы.
Сча…тье луч. е богат. тва. Вся семья вме. те, так и ду. а на ме. те. Люби. ь катать. я – люби и. аночки возить. Что по. ее. ь, то и пожнё. ь. Боль. е дела, мень. е слов. Даль. е в лес – боль. е дров. На. ильно мил не буде. ь.
- На следующем занятии мы разберём их смысл.
VI. Итог занятия.
Логопед говорит: Вы сегодня познакомились с пословицами, разобрали их смысл. Если среди вас окажутся дети, которые поступают так, как Миша, Алёша и Саша, напомните им эти пословицы и сами их не забывайте.