Лучший педагог года

Работа с тканью в детском саду (из опыта работы)

Виктория Пасканная
Работа с тканью в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с тканью в детском саду

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель-методист

Пасканная В. В.

Во все программы дошкольного и начального школьного образования всегда традиционно входят занятия «трудом», под которым подразумеваются различные «рукоделья» – поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, нитками и т. п.

Публикация «Работа с тканью в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах

Исследования в области психофизического развития детей старшего дошкольного возраста показывают, что именно в этот период происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные умения и навыки. У ребенка повышается самоконтроль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимания, памяти, речевых и мыслительных процессов. Возрастает работоспособность, усидчивость.

Поэтому именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для всестороннего, творческого развития детей посредством ручного труда.

Ручной (художественный) труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

В Типовой образовательной программе дошкольного образования ЛНР в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входит тематический блок «Изобразительная деятельность», одним из компонентов которого является художественный труд. В подготовительной к школе группе данная работа проводится по трем направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с тканью и работа с природным материалом.

Мы хотим поделиться своим опытом работы по одному из этих разделов, а именно по организации работы детей с тканью в подготовительной к школе группе.

Прежде чем приступить к работе с тканью, наши педагоги изучили уровень имеющихся у детей знаний. На начало учебного года у детей подготовительной группы имелся определённый запас знаний о труде портных, о некоторых видах тканей и нитей. Дети дома иногда наблюдали, как шьют взрослые, но ни у кого из детей не было навыков шитья или какой-либо другой работы с тканью. Простое умение пользоваться иглой в быту потеряло популярность в воспитании детей. А ведь потребность в рукоделии из ткани такая же базовая, как и потребность в рисовании, конструировании, лепке и т. п.

Исходя их этого, воспитатели подготовительных групп построили свою работу в трех направлениях : создание предметно-пространственной развивающей среды, работа с детьми и работа с родителями.

При создании ППРС воспитатели обратились за помощью к родителям. Ими были приобретены наборы для работы с тканью на каждого ребенка (иголки №2 и №3 длиной 35-40 мм, нитки для шитья разных цветов № 30-40 и № 10-20, пяльцы, ткань для вышивания, нитки «мулине» и др.). Также родителями совместно с детьми дома были пошиты игольницы. Воспитатели, в свою очередь, изготовили дидактические игры и пособия для ознакомления с разными видами тканей, нитей, пуговиц («Тканевые пазлы», «Найди заплатку», «Подбери ткань для одежды», «Тетрис», «Найди пару», «Подбери пуговичку к платью»). В группах были оборудованы уголки ручного труда, где разместили все необходимые материалы (швейные детские машинки, коробки с наборами для творчества, образцы различных тканей, выкройки, шаблоны для изготовления поделок и многое другое).

Работа с детьми проводилась как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне занятий и была построена по следующему плану:

1. «Знакомство с тканью».

Задачи: познакомить детей с образцами тканей (ситец, бязь, драп, шёлк, фланель, искусственный мех, мешковина); учить определять на ощупь, видеть структуру тканей, воспитывать художественный, эстетический вкус. Провести эксперимент на сравнение бумаги и ткани.

2. «Знакомство с Королевой Иголочкой».

Задачи: познакомить детей со швейными принадлежностями, с правилами безопасности при работе с ними.

3. «Истории Королевы Иголочки».

Задачи: познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом.

4. «Подружим иголку с ниточкой».

Задачи: учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки.

5. «Профессии всякие важны».

Задачи: формировать представления о профессии швеи, портного, модельера, о важности и значимости их труда; развивать умение самостоятельно определять разные виды тканей, их качества и свойства; способствовать расширению словарного запаса.

6. Экскурсия в швейную мастерскую.

Задачи: познакомить детей с профессией кастелянша, закройщица, швея, трудовыми обязанностями работы, техническим и другим оборудованием, необходимым для работы, познакомить с процессом пошива одежды, расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей.

7. «Пришивание пуговиц».

Задачи: учить пришивать пуговицу, закреплять умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, учить закреплять нить в конце шва.

8. Аппликация с использованием пришивания пуговиц.

Задачи: продолжать учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, закреплять нить в конце работы.

9. Изготовление салфетки с бахромой.

Задачи: познакомить с особенностью изготовления ткани; научить приёмам продёргивания бахромы.

10. «Шов «вперед иголку».

Задачи: научить выполнять шов «вперёд иголку»; закреплять умение вдевать нить в иголку, завязывать узелок; воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие.

11. «Украшаем салфетку вышивкой».

Задачи: познакомить детей со стебельчатым швом; учить пользоваться пяльцами, воспитывать желание доводить начатое до конца.

12. «Вышивание салфетки» .

Задачи: учить детей украшать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом», закрепить технику выполнения шва «вперед иголка», повторить правила безопасности.

13. «Шов «через край» - изготовление новогодних игрушек.

Задачи: научить выполнять шов «через край», учить проявлять творчество при изготовлении поделок.

14. Изготовление поделки «Ловец снов» – подарок маме.

Задачи: учить работать с вязальными нитками, обучение технике плетения, формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

15. Занятия по ознакомлению с пословицами о труде, чтение художественной литературы.

16. Конкурс «Игрушка своими руками» (Совместные поделки детей и родителей).

17. Стенд с фотографиями детей для родителей (занятия, экскурсии, деятельность вне занятий).

18. Выставка совместных поделок детей с родителями.

После «теоретических» занятий по познавательному развитию воспитатели приступили к «практическим» упражнениям. Для обучения работе с иголкой и ниткой воспитателями были изготовлены дидактические игры на закрепление алгоритма подготовки иголки и нитки к работе. Педагоги научили детей, как правильно отмерять нить, как вдевать её в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

Уже с первых занятий педагоги приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т. е. ножницы передавать кольцами вперед, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити. Этому было отведено отдельное занятие, но на каждом последующем занятии педагоги напоминали правила безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Во время непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Профессии всякие важны» дошкольников познакомили не только с профессией швеи, но и с такими профессиями как портной, закройщик, дизайнер, модельер.

Для закрепления пройденного материала детям демонстрировались мультфильмы «Храбрый портняжка», «Сказочные истории. Швея Элла», «Портной и луна», проводились беседы по их содержанию. Была организована экскурсия в швейную мастерскую.

Далее дети учились пришивать пуговицу. Для показа приё мов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы со схемами: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Для показа приемов пришивания воспитатели использовали крупные пуговицы (диаметром 3-4 см) и макеты (круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре). На этом занятии детей научили, как правильно пришивать пуговицу, как укреплять нить, чтобы пуговица не оторвалась. Не у всех детей с первого раза получилось правильно пришить пуговицу. Воспитателям приходилось исправлять ошибки, объяснять по несколько раз, помогать делать первые стежки. Настойчивость и терпение, как педагогов, так и детей, приводили к желаемым результатам.

Следующее занятие на закрепление умения пришивать пуговицу воспитатели провели как аппликацию с использованием бумаги, ткани, ниток и пуговиц. Дети выбрали из предложенных образцов то, что им больше нравится. Такая работа интересна как девочкам, так и мальчикам. Дети по трафарету обводили, а затем вырезали части изделия из бумаги и ткани. Украшением работы служили пуговицы. Дети самостоятельно приклеивали вырезанные детали к картону, а затем украшали изделие выбранными пуговицами. Все дошкольники с увлечением занимались предложенной работой.

После этого детей познакомили со швами «вперёд иголка», «стебельчатый шов», «через край». Воспитатели использовали пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

На этих же занятиях, после выполнения работы на картоне, детям давали возможность шить на ткани по нанесённой разметке. (Разметка – это точки, расставленные по линии выполнения шва. Расстояние между точками 5-7 мм. Линия шва на первом занятии прямая). При шитье швом «вперёд иголка» на ткани уже с первого занятия детей учили шить, делая два прокола.

В процессе обучения шитью дети усвоили такие понятия, как стежок, шов, шов «вперёд иголка», шов «через край» и др. Они начали свободно пользоваться ими в своей речи.

Швом «вперёд иголка» дети вышивали разнообразные салфетки, платочки для кукол. Сначала вышивали по разметке, а затем по контуру. По контуру детям вышивать труднее, так как надо самостоятельно регулировать длину стежков.

После того как дети научились выполнять швы на ткани в один слой, воспитатели приступили к обучению детей сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т. д. Чтобы усилить интерес детей к выполнению задания, мы предлагали им выполнить заказ воспитателей других групп: сшить волшебный мешочек для занятия или небольшие мешочки для семян. Данная работа носила коллективный характер. Воспитатели учили детей договариваться между собой о распределении работы по изготовлению одного предмета.

В процессе обучения ручному труду необходим индивидуальный подход к детям. Детям, работающим быстро, ловко, воспитатели давали задания сложнее и большего объёма. Детям медлительным, нерешительным объём работы давали меньше, чтобы они могли справиться с заданием и почувствовать уверенность в своих силах.

Научившись справляться с капризной иголкой, дети стали чаще просить воспитателей что-нибудь сшить. Поэтому, в свободное от занятий время воспитатели организовывали совместную деятельность с детьми по пошиву новогодних игрушек, изготовлению подарков для мам на 8 Марта, вышиванию салфеток, украшению постельного белья для кукол.

На всех этапах работы с тканью педагоги воспитывали у детей эстетический вкус – приучали выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Подчёркивали, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная, ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Задачи трудового воспитания нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях педагоги обращали внимание детей на значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

В ходе работы с детьми параллельно проводилась и работа с родителями.

Прежде всего, воспитатели познакомили родителей с содержанием программы по данному разделу. В течение года проводились разнообразные консультации для родителей («Польза шитья для детей. Рукоделие», «Как научить ребенка шить?», «Будем шить! (виды швов)» и др.). Был проведен мастер-класс по изготовлению игольниц «Шляпка для барышни», после которого они дома вместе с детьми их изготовили. Также воспитатели давали советы родителям, как закреплять навыки шитья с детьми дома.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

День рождения в детском саду (из опыта работы)День рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Настольные игры в детском саду. Из опыта работыНастольные игры в детском саду. Из опыта работы В детском саду широко используем настольные игры. С помощью игр мы решаем очень много задач в игровой и занимательной форме. Вашему вниманию.

Организация и проведение экологических акций по раздельному сбору отходов в детском саду (из опыта работы)Организация и проведение экологических акций по раздельному сбору отходов в детском саду (из опыта работы) Проблема отходов является одной из важнейших проблем современных городов и одним из эффективных ее решений является организация раздельного.

Прикладное творчество: работа с тканьюПрикладное творчество: работа с тканью уважаемые коллеги! Недавно, в очередной раз перечитывая образовательную программу "От рождения до школы" наткнулась на заголовок "Прикладное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с тканью в детском саду (из опыта работы)
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 12:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с тканью в детском саду (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Пасканная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД