Оксана Мальцева
Работа с родителями по ознакомлению со сказкой на основе театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – ложь, да в ней намек….» - На что? На этот вопрос невозможно ответить, будучи взрослым. Но все мы видим, как сказка воспринимается детьми: молча, и заворожено, без критики и обсуждений. Академик Г. Н Волков утверждает, что «сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли эти функции».
Публикация «Работа с родителями по ознакомлению со сказкой на основе театральной деятельности» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сценарии по сказкам
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть.
Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. К таким выводам я пришла после каждодневного наблюдения за детьми своей второй младшей группы и проведения опроса среди родителей.
Вопросы для родителей
1 Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку?
2 Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?
3 Есть ли у вас библиотека сказок?
4 Есть ли любимые сказки у вашего ребенка?
5 Кто чаще всего читает сказки (вы или бабушка?
6 Играете ли вы в домашний театр?
Таким образом, актуальность данной темы по работе с родителями обуславливается следующими моментами:
-значением сказки и театральной деятельности в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии)
- низким уровнем знаний родителей по театрализованной деятельности и художественной литературе для детей их возраста.
Актуальность данной темы позволила мне обозначить основную цель по работе с родителями в этом направлении :
- Разработать модель ознакомления родителей со сказкой, на основе театральной деятельности.
В результате поставленной цели, передо мной встали следующие задачи:
-Создание сказочно-игрового пространства «Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении;
центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, центр ауди-сказок.
-Развитие творческого потенциала родителей и детей;
-Развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение детей к действительности, переживаниям и т. д)
-Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
Для решения этих задач используется ряд методов и приемов:
-Совместное чтение сказок и их анализ.
-Словесные, настольно-печатные и подвижные игры родителей вместе с детьми, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач.
-Рисование, раскрашивание вместе с родителями наиболее ярких, эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
-Проигрывание отрывков из сказок, игр-инсценировок по фольлеру, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением родителями и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
-Посещение родителями занятий «сказкотерапии» («сказки наизнанку», «задом наперед» «сказочная путаница» и т. д)
-Упражнения и этюды по формированию выразительности создания художественного образа (вербального и невербального)
-Мастер – классы по пошиву кукол в театральный уголок.
Данная работа с родителями запланирована не на один год и уже в этом году должна принести ожидаемые результаты:
-Создание сказочно-игрового пространства «Сказочный мир»
-Появление у детей устойчивого интереса к сказке и театральной игре (дети должны адекватно понимать содержание сказочных образов и выражать свои переживания)
-Развитие умений родителей разыгрывать небольшие сказочные произведения и игры-инсценировки. Находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Привлечения родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.
Для решения этой задачи мною используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. С помощью их я решаю много вопросов, но особенно мне интересна работа с родителями по театральной деятельности. Ведь понятие «дети - сказка и родители» неразделимы.
Основной обучающей формой моей работы с родителями является Круглый стол. Помимо знакомства родителей с произведениями народного творчества (правильным прочтением р. н. сказок с их последующим инсценированием,обучению театральному мастерству и т. д., проходит их обучение новым способам составлению сказок с учетом новых образовательных областей (познание, социализация и т. д.) Родители учатся составлять познавательные обучающие сказки.
Результатом этого обучения становятся посиделки с семьями воспитанников. На них каждая семья представляет свою сказку в драматизации с необходимыми костюмами, куклами и театр. атрибутами.
Так, например к очередным посиделкам я даю нескольким семьям или одной семье задание придумать к каждому герою сказки «Колобок» небольшой рассказ или стихотворение с использованием новых образовательных областей, с которыми они были ознакомлены раннее в ходе работы Круглого стола. (раздача чудесных мешочков с атрибутами новой сказки)
Сказка "Колобок» на новый лад".
Ведущий: «Жили, были дед да бабка»
Бабка: «Целый день я занимаюсь домашними делами: стираю, навожу в доме порядок, пеку пироги. Пойду -ка я в амбар схожу, по сусекам помету, по коробу поскребу, намету муки да состряпаю колобок, порадую дедушку своего.»
Ведущий: «Испекла бабка колобок,положила стынуть, а сама пошла дальше своими делами заниматься. Лежал, лежал колобок скучно ему стало, поговорить не с кем, спрыгнул он с окошко и покатился в лес. Катится он катится и сам с собой рассуждает»
Колобок: «Я Колобок, Колобок из муки высшего сорта и сметаны мешен, при комнатной температуре остужен, круглый по форме, желтый по цвету, сдобный по вкусу»
Ведущий: «Катится Колобок и навстречу ему Зайчик»
Заяц: «Здравствуй Колобок! Я зайчик о себе стихотворный рассказчик. Послушай мое стихотворение
«Скачет между травками быстроногий зайчик
Смял своими лапами белый одуванчик,
Полетели высоко белые пушинки.
Скачет зайчик далеко по лесной полянке.»
Ведущий: «Послушал колобок зайчика поблагодарил его и покатился дальше, а навстречу ему волк.»
Волк: «Кого я вижу, да это Колобок! А я дикий Волк живу в лесу, куда заходить далеко нельзя, можно потеряться или попасть ко мне в пасть. Но так как я очень спешу, то тебя так и быть отпущу!»
В: «Испугался колобок и покатился еще быстрее, катится, он катится, а навстречу ему Медведь»
Медведь: «Здравствуй, Колобок! Какой ты маленький, слабенький! Вот посмотри на меня большого, сильного медведя. А знаешь почему я такой? Потому что каждый день делаю зарядку, вот повторяй за мной.
Каждый день по утрам
делаю зарядку (ходьба на месте).
Очень нравиться мне делать по порядку:
весело шагать (ходьба).
Лапы вверх поднимать (руки вверх).
приседать и вставать (приседание,
прыгать и скакать (прыжки)
Ведущий «Сделал колобок зарядку вместе с медведем и покатился дальше. Катится он и видит лиса ему навстречу идет, распевается»
Лиса: «Как под горкой, под горой
Прыгал заинька косой
Картошка моя, вся поджаристая.»
Ведущая: «Увидела лиса колобка и пригласила его на лесном концерте вместе с ней выступить»
Как показывает опыт, такая форма работы с родителями,как посиделки очень интересна, и на примере одних семей возрастает активность других.