Марина Долгушина
Работа с родителями. Развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух - умение слышать и различать звуки речи. Фонематический слух важен для овладения речью, а зетем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличения, звукового анализа речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важной предпосылкой для обучения грамоте. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то что он услышал.
Публикация «Работа с родителями, Развитие фонематического слуха» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей является одной из важных для подготовки к освоению грамоты.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. У ребенка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, играючи!
Игра «ЭХО»
Попросите ребенка повторить за вами звуки:
А - О - И - У- Ы
И - О - А - Ы - Э
У - О - И -А - Ы
Попросите ребенка повторить за вами звукосочетания:
АО УИ ЫА УЭ
Игра «поймай звук, слог»
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [А] :
И - О - А - Ы - Э - У - О - И -А - Ы
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог БУ:
ГУ - ДО - БУ - СЫ - БУ
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог:
БА -бо-ба - у дороги два стол. (ба).
За - зу - за - уходи домой, ко. (за).
Ти - ди -ти - на Луну ле. (ти).
Де-де -те - посидим мы в темно. (те).
Лю -лу - лю - лук зеленый я по. (лю).
«Звук потерялся»
Попросите ребенка договорить:
звук [Т] пло., паке., самоле., све., пру., автома. .
звук [С] голо., абрико., воло., пала..
звук [Н] бато., зво., кра., ваго., бана. .
звук [К] сыро., звоно., кула., подаро., шнуро. .
«Слог потерялся»
слог «па» ре., ла., шля., ля., ли. .
слог «ва» тра., голо., коро., сли., крапи. .
слог «ши» у., гру., мы., кры. .
слог «ги» но., доро., подру., утю., фла..
«Назови первый звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает ребенку мяч, а тот называет первый звук и возвращает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Оля, ослик, осень, Ира, индюк, изюм, утка, улица.)
«Скажи наоборот»
Взрослый произносит 2-3 звука, а ребенок должен их произнести в обратном порядке.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок их исправляет.
Русская красавица своей козой славится (Русская красавица своей косой славится).
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.