Галина Тиунова
Работа с родителями по реализации индивидуальной траектории развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
С целью улучшения качества дошкольного образования в МКДОУ № 200 организована внутренняя система оценки качеств (слайд 1).
Одной из задач которой является оценка качества результатов освоения основной образовательной программы воспитателями МКДОУ.
Оценка результатов освоения программы осуществляется через карты индивидуального развития ребенка (слайд 2).
Публикация «Работа с родителями по реализации индивидуальной траектории развития ребенка» размещена в разделах
В картах предложены показатели развития ребёнка в четырех образовательных областях (речевое, познавательное, худ. эстет, соц-комм, оцениваемые на основе анализа проявлений ребенка в разных видах детской деятельности.
Воспитатель анализирует компетентность воспитанников в различных видах деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и других, а также в общении, двигательной активности.
Основным методом диагностики является длительное наблюдение за проявлением детей в разных видах деятельности по предложенным показателям.
В педагогическую диагностику включены родители, как участники образовательного процесса (слайд 3). Первоначально карту предлагаем заполнить родителям, а затем ее заполняют педагоги.
По результатам диагностики педагоги планируют индивидуальную работу с родителями.
Рассмотрим на примере образовательной области Познавательное развитие (слайд 4, 5).
1. Целенаправленно находит себе занятие по интересу. У ребенка низкие баллы по данному показателю:
• Консультации по возрасту «Игры для детей» или «Чем занять ребенка дома» («Лишнее слово», «Пропущенное число», «Съедобное – несъедобное», раскрашивание, лепка из пластилина, лабиринты, рисование по точкам, игры с пуговицами, с лупой, монетами, аппликации из бумаги, салфеток, ниток и т. д.).
• Родителям самим предлагать ребенку игры, сюжеты игр.
Находясь дома, ребенок немало времени проводит за игрой. Домашний досуг может быть самым разнообразным — если одни дети предпочитают игрушки, то другие готовы почти все свое время проводить за компьютером, третьим же нравятся обучающие игры или занятия творчеством. Задача родителей здесь — правильно выбирать игры дома для детей, находить такие детские развлечения, которые будут и интересными, и полезными одновременно. Нередко дети жалуются на то, что играть дома одним им скучно. И в самом деле, в лото в одиночку не поиграешь, гонки не устроишь, игрушки и конструкторы довольно быстро надоедают, да и творчеством заниматься бесконечно не удастся. Для того чтобы ребенок не скучал, важно правильно подойти к организации его игр. Немаловажно иногда родителям самим предложить ребенку поиграть в какую либо игру. «Давай мы поиграем, например, в магазин. Кем ты хочешь быть продавцом или покупателем?.»
• Ограничить время игры на компьютере, четкий режим дня ребенка.
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни.
Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, следует установить в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
Не разрешать ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
Не давать ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
Если ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отменить» ее.
Проиграть в каждую из игр, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Использовать возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но нужно помнить об опасностях злоупотреблений.
2. Исследует новые предметы, выясняет их возможности путем экспериментирования и с помощью вопросов:
• Консультация воспитателей «Детское экспериментирование», «Что необходимо ребенку для экспериментирования» (стендовый материал, консультация через эл. почту).
• Помощь родителей в оформление информационно-просветительского материала в виде папок-передвижек.
• Рекомендации родителям по проведению экспериментов дома.
3. Способен понимать простые схематические изображения для решения несложных задач, решает лабиринтные задачи:
• Ввести дома схематические изображения, таблицы (посадка лука, табличка на двери). Например, дома на двери в комнату ребенка повесить схематическое изображение, которое может придумать сам ребенок. Оно показывает, когда в комнату можно зайти, а когда нельзя и ребенок хочет побыть один.
4. Имеет представление о росте и развитии ребенка :
• Рассматривание семейных альбомов.
Задачи:
- формировать у ребенка представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- развивать способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей;
- воспитывать уважения к членам семьи, бережное отношение к реликвиям и обычаям.
• Показать ребенку, какой он был маленький, какой он сейчас, нарисовать каким он будет в будущем.
5. Имеет первичные представления о родственных отношениях (папа – это сын бабушки) :
• Семейный проект.
Задачи:
- способствовать воспитанию любви к своей семье, родителям, малой Родине – как основе формирования гражданской идентичности личности;
- организовать семейное общение, помогающее строить дружеские отношения с родителями, достигать взаимопонимания детей и родителей, дающее возможность совместных переживаний.
• Изучить, кто были ваши предки, рассматривание фотографий. Это способствует закреплению интереса к своей семье, воспитывает любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формирует и развивать личность, развивает партнерские отношения в семье.
• Организация семейных праздников, мероприятий, прогулок.
• Загадки о родственниках.
Например, 1. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? Трое: бабушка, мать, внучка.
2. Было два отца и два сына. И всего три яблока. Но каждый съел по яблоку. Как такое возможно? Ответ: Сын, отец, дедушка.
3. Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек? 3 человека.
6. Называет некоторых представителей растительного, животного мира и грибов:
• Рассматривание, чтение энциклопедий.
• Совместные задания «Рассказать о животном, растении, грибах» Например, рассказать о зайце. Родители вместе с ребенком ищут разную информацию о жизни зайца. Составляют альбом, пишут рассказ, составляют коллаж. В группе дети обмениваются собранной информацией.
• Прогулки по парку, лесу с целью изучения растений, грибов.
7. Соблюдает элементарные правила в природе:
• Консультация воспитателей «Природа – наш дом, мы хозяева в нем», «Помощь природе».
• Фотовыставка «Опасные растения, грибы, ягоды».
• Выставка акция «Давай уберем мусор вместе».
• Изготовление детьми и родителями дидактического материала «Ядовитые грибы и ягоды».
8. Рассказывает о значимых для себя достопримечательностях и объектах родного города:
• Экскурсии по городу.
• В автобусе обращать внимание на улицы, достопримечательности.
• Посещение музеев, театров.
• Раскраски о достопримечательностях родного города.
• Загадки о достопримечательностях города.
1. По городу едем
И их наблюдаем.
Места, что нам ценность
Собой представляют.
То могут быть парки, музеи культуры,
А может быть памятник архитектуры.
Как называются, знаешь ли ты,
Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)
2. В этой клетке лев и львица,
А вон в той живет куница,
Рядом в клетках обезьянки.
Мы гуляли в. (зоопарке)
3. Большой экран и громкий звук,
Не видно лиц, не видно рук.
Нет света, в зале так темно.
Всем классом мы пришли в. (кино)
4. Демонстрация достижений
Искусства иль увлечений —
Культуры, науки, кино —
Название будет одно. (Выставка)
5. Небо в звездах прямо днем
С классом только здесь найдем.
Люди тут, и мал, и старый —
Все приходят в. (планетарий)
Клоуны нас два часа смешили,
А собаки вальс собачий закружили,
В купол акробаты поднимались.
Где, скажите, мы сегодня оказались? (Цирк)
6. Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в. (галерее)
7. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в. (музей)
8. Ах, растений много тут,
Многие из них цветут.
Есть в горшках, в теплицах есть.
Их количества не счесть.
К счастью, а не на беду,
Мы бывали в. (ботсаду)
• Распечатать картинку, а родителям с ребенком подписать, что это за достопримечательность.
• В группе – создание альбомов, промыслов.
9. Имеет представление об общественном транспорте:
• Консультация «Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет»
• Дидактические игры.
«Какой вид транспорта?». Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.
«Угадай транспорт». Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«По воде, по земле, по воздуху». Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Что перепутал художник». Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; находить, объяснять, исправлять ошибки; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Чего не хватает». Цели: учить анализировать, сравнивать различные транспортные средства; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес.
«Наши помощники». Цели: знакомить детей с профессиями людей, работа которых связана со специальными транспортными средствами; расширять представления о значение транспорта в жизни человека; развивать кругозор и познавательный интерес; содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
«Собери картинку». Цели: учить детей анализировать; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес; развивать речевую активность.
• Наблюдение на улице за транспортом.
10. Знает профессии (водитель, воспитатель, продавец, врач, повар, парикмахер) и их трудовые действия:
• Консультация «Что должен знать ребенок в возрасте 4 - 5 лет».
• Сюжетно-ролевые игры.
Военный - «Генералы», «Моряки», «Командир и подчиненный».
Швея – «Ателье».
Продавец – «Магазин».
• Дидактические игры по профессиям.
Художник: «Цвет и форма», «Размышляй-ка», «Цвета», «Жанры живописи», «Составим пейзаж», «Холодно-тепло», «Портрет»;
Ветеринар: «Зачем людям нужны ветеринары». «Какие нужны инструменты», «Ферма». «В зоопарке».
Космонавт «Космос», «Вселенная», «Солнечная система», «Царство звезд», «Готовимся к полету», «Собери ракету»;
Работа проводится совместно с родителями. Родители прислушиваются к рекомендациям, откликаются на просьбы, выполняют с удовольствием все поручения.
Индивидуальная траектория развития построена на один год.
Формы работы (слайд 6) :
• Очная (индивидуальные, групповые консультации).
• Дистанционная (через эл. почту).
• Стендовая информация (папки-передвижки, стендовая информация).
• Индивидуальные записки.
Спасибо за внимание.