Марина Александровна Зырянова
Создание культурной среды по социальному направлению воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучшая модель воспитывающей культурной среды на уровне дошкольного образования»
«Модель создания воспитывающей культурной среды по социальному направлению воспитания».
В настоящее время воспитание детей дошкольного возраста ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.
Публикация «Создание культурной среды по социальному направлению воспитания» размещена в разделах
Рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. Программа осуществляет образовательный процесс на уровне дошкольного образования на основе требований Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В основе процесса воспитания детей в нашей ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества, в частности ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социальноценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру. Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
- «от совместности ребенка и взрослого» : воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- «от ребенка» : воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к человеку, семье, дружбе, сотрудничеству и создание условий для формирования представлений о семье и семейных традициях через организацию клуба выходного дня.
Задачи:
- развитие интереса к семье как к ячейке общества и семейным традициям;
- создание условий, обеспечивающих познание ребенком семейных ценностей, способствующих зарождению личностных смыслов;
- развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе совместного участия в мероприятиях, посвященных истории семьи и семейным традициям;
- вовлечение родителей в образовательный процесс по данной тематике;
- развитие творческого потенциала ребенка через стремление изменять и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
Основу модели развития социального направления воспитания составляют :
1) актуальная практика – это организация клуба выходного дня, где все значимые события отображаются в уголке, оформленном в группе «Семья и наши семейные ценности»
2) эффективная технология воспитания, в частности, технология формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье и семейных ценностях на основе метода проекта, содержательный, процессуально – деятельностный модули которой представлены мероприятиями:
1. «Дети, воспитатели, родители» (семья, детский сад) – КВД.
2.«Торт из семейных традиций» - открытый показ с участием родителей.
3.«Моя малая родина – г. Нижнеудинск» - долгосрочный проект.
4. Создание уголка в группе «Семья и наши семейные традиции»
- Семейный отдых
- Коллекционирование
- Семейный альбом
Работа проводится по следующим принципам
Принцип гуманизма (гуманности). Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности и личностно-центрированного подхода. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.
Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона. Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принцип инклюзии. Все участники воспитательного процесса доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействуют с другими людьми, в том числе, с представителями различных культур, возрастов, людей с ОВЗ.
Работа ориентирована на духовное развитие личности ребёнка. Содержание работы предусматривает знакомство дошкольников с историей семьи и семейными традициями, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями о семье и семейных традициях, достопримечательностями, архитектурой и градостроительством г. Нижнеудинска. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Модель развития социального направления воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации
Оптимальные условия для повышения качества образования
Актуальные практики
социального направления воспитания Эффективные технологии воспитания социального направления
Организация клуба выходного дня Целевой модуль
Цель
Задачи
- День здоровья на территории оздоровительного лагеря «Заря» «Мы – туристы»
- Выезд на лыжную базу «Водопад»
- Выход в детскую библиотеку на мероприятия: «Народная культура и традиции», семейный альянс «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», «Нам вместе весело читать»
- Акция «Посади дерево»
Содержательный модуль
Содержание технологии строится по мероприятиям:
1. «Дети, воспитатели, родители» (семья, детский сад) – КВД.
2.«Торт из семейных традиций» - открытый показ с участием родителей.
3.«Моя малая родина – г. Нижнеудинск» - долгосрочный проект.
4. Создание уголка в группе «Семья и наши семейные традиции»
- Семейный отдых
- Коллекционирование
- Семейный альбом
Процессуально-деятельностный модуль
Диагностико-результативный модуль
Результат
Диагностические методы
Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей
Оценка качества образования по определению уровня сформированности знаний о семье и семейных традициях
План реализации проекта:
Этапы Совместная деятельность
Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2020г.)
- создана нормативно-правовая база;
- организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и способствует формированию представлений о семье и семейных традициях у дошкольников;
- усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня сформированности представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста;
- разработана педагогическая технология формирования на основе метода проекта;
- был подобран материал и оформлен уголок о семье и семейных традициях.
Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2020- апрель 2022 гг.)
- апробируется педагогическая технология формирования представлений о семье и семейных традициях на основе метода проекта;
в условиях группы создан уголок, где дети сами являются активными участниками: они совместно с воспитателем обсуждали и выбирали материал, приносили из дома фотографии в альбомы и предметы в коллекции, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В уголке можно самому менять, переставлять альбомы и коллекции, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец всех продуктов. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый альбом или коллекция — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
С педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастер-классы.
Работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы: были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении уголка «Семья и наши семейные традиции», родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов; отслеживается результативность.
Третий этап - итогово-аналитический (май 2022 г.)
- будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования представлений о семье и семейных традициях;
- анализ деятельности клуба выходного дня;
- обобщены результаты.
Описание позитивных изменений в результате реализации модели
1. Показатель уровня сформированности представлений о семье и семейных традициях у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению.
2. Созданы оптимальные условия для повышения качества образования по вопросам развития социального направления воспитания детей дошкольного возраста.
3. Педагоги и родители (законные представители) активно вовлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.
Модель предполагает создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию представлений о семье и семейных традициях у дошкольников.
Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализации модели развития воспитания социального направления в условиях образовательной среды дошкольной организации, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой.