Анна Бондарева
Консультация «Работа с детьми в технике «хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми по Хохломе в свободное время.
Работа над росписью по хохломским мотивам включает в себя решение следующих задач:
1 Изучение техники росписи хохломских мастеров.
2 Изучение цветового решения в работах хохломских мастеров.
3 Составление композиций с применением хохломских элементов.
4 Изучение материалов для росписи.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
5 Исполнение росписи.
Знакомство с хохломской росписью целесообразно начинать со средней группы. Само название не давать, но при рассматривании изделий, репродукций, рисунков, следует обращать внимание на некоторые элементы росписи. Дети должны называть центральную линию, веточки с листьями, цветки, а также зарисовать их на полоске бумаги, тонированной в черный, красный, желтый цвет.
- Центральная линия
- Цветок
- Веточка с листьями
После того, как мы познакомили детей с завитком, следует провести занятия по прорисовки листьев и ягод. При этом надо обращать внимание на то, что листья бывают простой и сложной формы.
Дети старших групп рисуют клубнику, чернику, смородину (черную и красную). Внимание необходимо акцентировать на разном расположении ягод на ветке: одни растут кистью (смородина, другие – гроздью – рябина, а некоторые изолировано друг от друга – клубника.
Основным приемом при прорисовке элементов являются: рисование концом кисти, примакиванием. Детей надо учить прорисовывать один элемент, а не сразу несколько (только в этом случае можно добиться конкретного результата).
В старших группах детям можно рассказать:
- об истории Хохломы
- о фоне
- о цветах, используемых в росписи
В работе используются не полоски, а бумажные силуэты посуды. Начинать лучше с прорисовки центральной линии, при этом детей дополнительно знакомят с новым элементом хохломской росписи – завиток.
Надо дать возможность самим составлять различные композиции из элементов. Для этой цели можно заранее для каждого ребенка выполнить заготовки из цветной бумаги (точки, ягодки, завитки).
Последовательности работы :
- ребенок самостоятельно выбирает две одинаковые формы с силуэтами посуды
- на одном из силуэтов составляют композицию из элементов
- на втором силуэте ребенок прорисовывает хохломской орнамент
Для чего проводить такую работу. Рисуя, ребенок может допустить ошибки, которые не исправить. В результате чего получается неудовлетворенность полученным результатом. Составляя композицию, дети могут переставлять элементы до тех пор, пока не достигнут желаемого результата, и, разумеется, у каждого ребенка работа будет абсолютно индивидуальной. Желательно, на занятиях использовать не только кисти, но и ватные палочки, спички.
Знакомство с новой формой посуды: поварешка, братина, знакомство с разновидностями письма: «верховым», «фоновым». С «фоновой» росписью знакомятся лишь теоретически.
В подготовительной группе большое внимание уделяется технике детальной прорисовки некоторых элементов, которые даются в определенной последовательности, по принципу усложнения.
Дети учатся держать кисть не как обычно, а с другим расположением пальцев: большой палец с одной стороны, указательный, средний, безымянный – с другой стороны. Такой вариант помогает вращению кисти, передачи тонкой линии.
1 «реснички» – нажим слабый, кисть прокручиваем, держим перпендикулярно
2 «травка» - кисть держать перпендикулярно, нажать по центру
3 «усики»
4 «завиток» - рисовать как «усики», проводя нажим по середине
5 «капелька» - кисть устанавливаем перпендикулярно, после чего припадает к бумаге
Познакомив детей с этими элементами, можно предложить им более сложную работу :
1 кустики, состоящие из «травинок». Кустики с капельками
2 сочетание «кривулей» (с горки на горку)
3 прорисовка «кустиков» на стыках «кривулей»
При составлении более сложных композиций, куда входят «травинки», «реснички», особое внимание нужно уделять следующим моментам:
1 «травинки» не должны соприкасаться с ведущей линией
2 «завитки» должны всегда располагаться рядом с травинками
При прорисовке цветов и ягод нужно остановиться на ее последовательности:
А) ромашка (в виде капельки)
В) крыжовник (дуги, идущие навстречу друг другу)
С) листок (капелькой или отдельными дугами)