Парфенова Елена Александровна
Работа с детьми летом. Экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Наступил июнь – первый день лета, Первый месяц отдыха. Однако работа педагога не прерывается. И одной из задач, находящихся под вниманием воспитателей и специалистов,- посмотреть,как изменились наши дети за период учебного года.
Очень важно организовывать жизнь детей дошкольного возраста, чтобы каждый день не был похож на предыдущий.
Летом дети больше времени проводят на улице, это то время когда детям радостно что можно вдоволь гулять, бегать, прыгать. Летом проводятся игры, экспериментирования, рисование мелками на асфальте разных животных, игры с песком, и т. д.
Темочки:
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Темочки
Познавательная деятельность.
Песок и глина - наши помощники.
Цель – Дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Формировать понятие о том, что песок и глина – это полезные ископаемые.
Предварительная работа. Вспомнить о том, как дети играли в песочнице в солнечную погоду и после дождя.
Форма организации. По подгруппам.
Материал. Песок и глина разного цвета, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, банка, кружка, резиновая трубочка.
Ход занятия.
Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? (Песок и глину.) Песок и глина – это полезные ископаемые.
Опыт 1 Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сыплется песок? А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу. Что легче сделать? (Легче насыпать песок.) Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А сыплется глина? (Комочками.) Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы.) Что у меня руках? (Песочные часы.) Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута.
(Демонстрирует, засекая время.)
В этих часах песок пересыпается за 5 минут. Как вы думаете: можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Опыт 2 Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом – с глиной. Что происходит? (Сухая глина твердая – палочку в нее воткнуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: не держатся друг за друга.) Верно, а сейчас мы проделаем еще один опыт.
Опыт 3 Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает). Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она помялась? (Ответы) Почему не помялась? Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рассмотреть песок?
Опыт 4 Как выглядят песчинки? (Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.) (Ответы.) Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка. (Ее пылинки намного меньше песчинок.) Вывод: песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель (показывает картину с изображением пустыни). В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь – выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда у нас в городе поднимается ветер, начинается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне – песчаная буря. Хотите устроим бурю в трехлитровой банке?
Опыт 5 Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается «ветер». Что происходит с песчинками? С кусочками глины? Почему? Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре (Хорошо смочить)
Опыт 6 Каждый ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) Попробуем воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? (Ответы) Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впитывается – быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок.) Часть воды остается на глине. Воспитатель выливает воду в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее. Смачивает песок в трехлитровой банке, пробует сделать «бурю». Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. (Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.)
Опыт 7 Попробуем вылепить дождевого червя из песка, а затем из глины. Как вы думаете, что произойдет с червями, когда они высохнут? (Ответы) Когда наши дождевые черви высохнут, мы раскрасим их. Расспросить у детей, что им понравилось на занятии больше всего?