Елена Костюшина
Работа с агрессией у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Детская агрессия – одна из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для современного общества в целом, возникшая в результате социальной напряженности и нестабильности современного общества. Усиливающаяся волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения способов преодоления и предупреждения детской агрессии. Проблема агрессивности дошкольников затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство как у педагогов ДОУ, так и у родителей, следовательно, и научно-практический интерес исследователей.
Публикация «Работа с агрессией у детей дошкольного возраста средствами физической культуры» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Возможные причины появления агрессии у ребенка :
1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще конфликты с окружающими – агрессия более вероятна.
2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.
3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.
4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.
5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.
6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
9 Ревность к другим детям.
10. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.
11. Личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.
12. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
13. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер
14. Гиппоопека - когда детям все можно (родители не контролируют занятия детей).
15. Ребенку не хватает родительской любви!
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
В целях проведения успешной коррекции мною выделены следующие принципы: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, систематический характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Подвижные игры,минутки релаксации, психогимнастика, используемые в физкультурно-оздоровительных мероприятиях помогают ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками. Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением, подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер.
Первое, что требуется от педагога, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Необходимо акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних, учите его тому же. Надо пытаться сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.
Воспитательная система по коррекции агрессивного поведения требует отказа от некоторых «привычных форм воспитательного процесса». Такие традиционные формы воздействия как наказания, убеждения и объяснения взрослого, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными детьми. А иногда и производит обратный эффект.
Коррекционно-профилактическая работа агрессивного поведения должна быть направлена:
- на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка) ;
- не на повышение самооценки;
- на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности;
- на преодоление внутренней изоляции;
- на формирование способности видеть и понимать других.
В коррекционной работе с агрессией необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:
· работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
· обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
· работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
· прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки во многих видах деятельности, готовит ко взрослой жизни. Также игра обладает огромным терапевтическим эффектом: помогает расслабиться, преодолеть страхи, агрессию, снимает напряжение, помочь в общении, наладить контакт с родителями.
Физкультурно- оздоровительные мероприятия в ДОУ помогут реализовать эти коррекционные направления, используя игры и игровые приемы при посещении бассейна (который в нашем детском саду имеется).
О психотерапевтических свойствах воды давно известно и при проведении занятий по обучению плаванию в бассейне применяю различные игры с водой с целью снятия агрессии и напряжения детей :
1. «Сбей шарик» - одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2. «Помоги кораблику» - сдувать из трубочки кораблик.
3. «Прятки» -сначала топить, а затем наблюдать, как «выплывает» из воды детская пластмассовая фигурка.
4. «Морской бой» - струёй из пластмассовой бутылочки или водного пистолета сбивать лёгкие кораблики (игрушки, находящиеся в воде.
Ещё один из способов снятия агрессии на занятиях по физической культуре детские аттракционы – прыжки на батутах, сухой бассейн, наполненный пластмассовыми шариками.
В план физкультурно- оздоровительной работы обязательно включаю общение с природой – туристические прогулки в лес с выполнением различных заданий, лыжные прогулки с родителями и детьми, что во- первых благотворно влияет на развитие дружеских отношений в детском коллективе и детско- родительские отношения и соответственно снижается уровень агрессивности на основе получения положительных эмоций.
Часто на занятиях со старшими дошкольниками использую подвижные игры
«Подушка для пинаний»
Эта игра помогает справиться с гневом. Особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие сейчас). В спортзале имеется небольшая подушка темного цвета, которую ребенок может пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом.
Боксерская груша помогает избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и педагогам.
Слепой и поводырь
Цель : Коррекция агрессивного поведения у детей. Совершенствование конструктивные навыки общения
Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.
Это «движение» я заранее создаю, расставив в спортзале мягкие модули, кегли, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте спортзала.
Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее, оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.
Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми, то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.
«РУБКА ДРОВ»
Рубка дров - полезное упражнение для выработки уверенности в себе. Рубить дрова на самом деле - не обязательно, достаточно моделировать процесс:
· встали крепкими ногами, ноги расставлены,
· примерились, увидели удар заранее,
· свободный взмах (не к ближнему плечу, а свободно далеко за голову,
· с оттяжкой удар с фиксацией и голосовым выдохом «Ха!»
Игра «Корзинка» (подготовительная к школе группа)
Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух детей, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.
«Воробьиные драки»
Цель: снятие физической агрессии.
Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого [5, с. 61].
«Злые — добрые кошки»
Цель: снятие общей агрессии.
Ход: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу [5, с. 61 ].
«Мешочек криков» (часто использую перед началом физкультурного занятия)
Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим.
2.2. Психогимнастика
Психогимнастика является одним из методов практической психокоррекции. Она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни [ 1]
Цели психогимнастики :опора на естественные механизмы в развитии ребенка;преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения;развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональ ному осознанию ребенком себя).
На занятиях по физкультуре использую элементы психогимнастики (игровые упражнения). Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Гусеница»
Цель: Игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
«Смена ритмов»
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
«Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?.» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра.» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Релаксация.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. [4]
Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксация подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции
Воображение - хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения.
- «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».
- «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».
Релаксационное растягивание обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводится конце физкультурного занятия, под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете.
1. «Потянулись».
И. п. : лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.
Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
2. «Растишка».
И. п. : лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.
3. «Аист».
И. п. : лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища.
Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя.
Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой.
Сном волшебным засыпаем [ 2 ]
Список литературы
1. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоиатия/ Ред. - сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. М ОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.- 560с.
2. А. С Галанов. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб. : речь. 2007.160с.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. 1990
4. Е. Н. Вареник Физкультурно- оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.-128с
5. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. Щпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными агрессивными,тревожными и аутичными детьми. -СПб. :Издательство «Речь»,2007.-136с
6. Е. Ю. Смирнова. Общение дошкольников с взрослыми и сверстнками:Учебное пособие. М. :Мозаика –синтез,2012.-192 с.
7. Алфимова М. В. Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. - №6. С. 112-121.
8. Бениаминова М. В. Воспитание детей : Учебник 3-е изд., перераб. И доп. М. : Медицина, 1991. 288с.