Елена Иванова
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.
ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
4. организация работы с детьми и их родителями.
При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности.
В моей группе имеется ряд развивающих центров :
Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности.
В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, CD с записями избранных произведений музыкальной классики, магнитофон, книжные произведения детских авторов.
В 2019 г в проекте «Книга – наш друг» реализованы поставленные цели и задачи : Формирование интереса у детей к детской книги через творческую и познавательную деятельность.
- Формировать знания детей о назначении книг, о роли книги в жизни человека;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Формировать представление о различных жанрах книг;
- Формирование интереса у родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книги.
Я считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем – библиотекой способствовало более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.
Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Центр художественно-эстетического развития «Затейники» – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Разработана и действует программа кружка «волшебная кисточка» нетрадиционные техники рисования.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
Для детей:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5. Совершенствать навыки свободного экспериментирования с изобразительными материалами.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.
В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.
Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.
Это различные приборы, природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; макет солнечной системы, микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д.
Результатом совместной работы с детьми и родителями стали:
Проект «Мир космоса в детской ладошке»
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому все, что их окружает, кажется таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, Звезды.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, галактике, планетах, звездах, космонавтах и др.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
• Научить детей формировать цель проекта, планировать свою деятельность;
• Познакомить детей с историей освоения космоса;
• Дать представление о солнечной системе и порядке расположения планет вокруг солнца, познакомить с их названиями;
• Познакомить с нашей галактикой, дать представление о звездах и созвездиях;
• Углубить и расширить знания о профессии – космонавт.
Воспитательные :
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Вызывать радость от открытий, полученных из экспериментов;
• Обогащать духовный мир детей через обращение к великому прошлому нашей страны.
Развивающие :
• Развивать стремление к поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
• Развивать умение получать сведения из различных источников;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• Расширять кругозор и словарный запас по теме.
Участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Маленькие почемучки».
Наша исследовательская работа : «Этот загадочный мир – Вселенная»заняла 4 место из17 участвующих детских садов.
Актуальность проблемы: Почему планеты не отлетают от Солнца?
Проблема: Удостовериться, что Земля не улетит на другую Галактику.
Объект исследования: происхождение планет и модели Вселенной;
Предмет исследования: Солнце и планеты.
Методы исследования: опыты; исследования; наблюдения.
Цель моего исследования: узнать, почему планеты не отлетают от Солнца?
Удостовериться, что Земля не улетит в другую Галактику. Найти информацию о вращении планет вокруг солнца.
Задачи:
1. Провести наблюдения за: а. движением планет; б. вращением планет вокруг солнца; в. образованием планет.
2. Провести опыты с целью изучения образования и движения планет.
3. На основании проведённых опытов сделать выводы об образовании, движении планет вокруг Солнца.
Гипотеза: может быть, существуют какие - то физические явления, которые не дают планетам оторваться от Солнца.
В результате выполнения этой работы участник Максим Н. закрепил свои знания о солнечной системе и благодаря опытам пронаблюдал процесс происхождения планет, познакомился с силой всемирного тяготения.
Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: В музеи детского сада создан блок космонавтики, наша группа предоставила макеты,сообщения,детские работы и рисунки.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями.
. Экологическое направление работы МАДОУ д/с «Теремок» имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Проект «Природа просит защиты»- это наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования. Участие детей моейгруппы в экологической акции «Зеленые отряды Бурятии», субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Цель: познакомить детей с понятием "охрана окружающей среды" и ролью человека в охране природы.
Задачи:
1. Выявить значимость охраны окружающей среды.
2. Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность детей.
3. Продолжать активизировать словарь, пополнять словарный запас за счё т слов и словосочетаний: среда обитания, окружающая среда, экология; развивать умение выражать своё мнение.
4. Развивать сотрудничество в группе, творческий потенциал; умение видеть проблему,и анализировать.
5. Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность детей.
6. Способствовать развитию активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
7. Воспитывать у детей культуру природолюбия и понимания потребности природоохранной и экологической деятельности, эмоционально-положительное отношение к охране природы.
«Игровой центр для девочек и мальчиков – это среда, способствующая целостному и гармоничному формированию личности ребенка с учетом его гендерных особенностей.
Создан уголок по правилам дорожного движения, целью которого является формирование навыков безопасного поведения на дороге. Проведен проект «Азбука дорожного движения»
Основное направление проекта:
предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма.
Мероприятия проводились в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи проекта:
• Создавать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
• Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
• Использовать возможности ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Патриотический уголок - воспитание любви к нашей общей Родине - России и к малой родине - Бурятии, к кабанскому району, обучение бережного отношения к близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая окружает озеро Байкал
https://www.maam.ru/detskijsad/patrioticheskoe-vospitanie-kak-faktor-socializaci-lichnosti-rebenka-krasota-rodnogo-kraja-otkryvayuschajasja-blagodarja-skazke-fan.html
Создание мини-музея «Русская изба» это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Работа с родителями мною реализуется в трё х направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагались консультации с периода адаптации ребенка в ДОУ (группа раннего возраста, до подготовки детей к школе (подготовительная к школе группа).
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (выставки творческих работ в районном конкурсе детского рисунка «Моя малая Родина», подготовка проектов и т. д.).
Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
В 2017г., в смотре конкурса семейных талантов «МИНУТА СЛАВЫ» наша группа заняла 1 место
Цели и задачи смотра-конкурса:
Поиск новых форм организации содержательного досуга детей и их родителей.
Стимулирование творческого потенциала.
Создание условий для развития индивидуальных способностей,склонностей интересов родителей к культурно-массовой творческой деятельности.
Повышения уровня культурно – воспитательной работы в ДОУ.
Повышение духа коллективизма и сотрудничества среди педагогов и родителей ДОУ.
На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка.